Игры для детского коллектива
Игры для детского коллектива
1. Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
2. Игра «Паровозик»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: сплочение группы.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
4. Игра «Объятия» Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
— Понравилась ли тебе игра?
— Почему хорошо обнимать других детей?
— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
5. Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры. Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
6. Игра «Мяукаем и хрюкаем»
Игроков делят на две команды, одна команда — котята, вторая — поросята, они, соответственно, мяукают и хрюкают. После этого каждому завязывают глаза и перемешивают всех между собой в кругу из стульев или остальных гостей. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.
7. Игра «Канатоходцы»
Играют 5 и более человек. Ход игры. На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты — «слетят с каната». Правила.
1.Один из игроков следит за «канатоходцами».
2.Тот, кто сошёл с «каната», становится наблюдателем,
Играют 10 и более человек.
Ход игры. Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук.
Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники — «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию. Правило. Тянуть начинают точно по сигналу.
9. Игра в молотилку. (Играют от 6 человек и более).
Ход игры. Игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.
10. Игра «Шарик в ладони» (Играют не менее 6 человек).
Инвентарь: шарик или камешек.
Ход игры. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30-40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.
Участники работают в парах. Они идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второй участник — «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого участника, который: то сорвет цветок на обочине, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ножке и т.п.
12. Игра «Иголка и нитка»
Цель: преодоление застенчивости, зажатости
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом)
13. Игра «Тропинка» (6-7 лет)
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки» — все приседают, обхватив голову руками.
Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда у которой наберется наибольшее количество очков.
14. Игра «Раздувайся пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, внимания.
Дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру (пузырь сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
15. Игра «Живая картина»
Цель: развитие выразительности движений, произвольности коммуникативных навыков, развитие умения договориться, находить общий язык.
Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
16. Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д. ладони разжимать нельзя. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д.
Игры на сплочение детского коллектива
ДОТРОНЕМСЯ ДО СЧАСТЬЯ.
Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.
Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.
Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».
Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.
Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.
Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.
Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ.
Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное.
Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.
СВЕЧА ЛЮБВИ.
Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.
Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.
РАССКАЗ О ДРУГЕ.
Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:
• Кого больше всего любит ваш друг?
• Что больше всего любит делать ваш друг?
• Какое у него любимое время года?
• Есть ли у него любимые животные?
• Как он любит одеваться?
• Какое хорошее качество есть у вашего друга?
• Какие книги он любит больше всего?
• Какую музыку он любит больше всего? и т.д.
Дети должны угадать имя того, о ком рассказали.
Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.
Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.
Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Игры для детского лагеря. Игры на сплочение
В течение смены вожатый с отрядом очень часто оказывается в ситуации вынужденного ожидания (перед столовой, перед началом мероприятия или экскурсии и др.). В таких случаях помогут краткосрочные игры на сплочение коллектива — веселый и полезный вид деятельности. Организовав детей с помощью игры, вожатый, во-первых, никому из них не даст скучать, а во-вторых — они не смогут потеряться.
Мигалки
Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.
Себе — соседу
Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все. одновременно выполняют движения и произносят: «Себе — соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
Печатная машинка
Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.
Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.
Как и предыдущая, эта игра способствует сосредоточению внимания, развивает умение действовать группой, но проходит более динамично и энергично. Все игроки садятся в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Ведущий задает темп: два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только удается установить единый ритм, вводятся слова. Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раза свой номер: «Один, один» и делает два щелчка пальцами; затем, хлопнув по коленкам первый раз, произносит свой номер, после второго — произносит номер игрока, которому передает слово, например: «Один, три». Теперь игрок под номером 3, не выходя из общего темпа, ведет игру. Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать слово, чтобы игроки запомнили темп и правила игры, а потом делать это вразнобой, постепенно убыстряя темп.
Голоса животных
Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков —- найти партнера по голосу выбранного животного.
Человеческий альянс
Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.
Импульс
Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.
Останься незамеченным
На местности с густой травой и кустарником на расстоянии 100-150 м от места нахождения группы играющих устанавливается флажок. Около него встает руководитель. Играющие по команде ползут к флажку, стараясь остаться незамеченными руководителем. Тот, кто будет им обнаружен, поднимается и остается на том же месте до конца игры. Через некоторое время руководитель дает свисток, по которому все остальные поднимаются. Победителем объявляется тот, кто оказался ближе к флажку.
Север, юг, запад, восток
Играют 10-15 человек, построенные в две шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу или по солнцу руководитель указывает играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называет какую-либо сторону горизонта, например север, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
Наблюдатели
Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая панорама и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ — очко.
Опоздал — шаг назад
На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде «Разойдись» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись». Кто встает последним, тот делает шаг назад на другую линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения игры 5-7 раз.
Знаки в лесу
Играющие идут по лесу за руководителем игры и внимательно присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя определенное расстояние, руководитель оставляет играющих на месте, а сам возвращается к исходной позиции прежней дорогой. Свой путь он отмечает различными знаками, которые не бросаются в глаза: кладет на землю мелкий пучок травы, надламывает сухую ветку дерева, разбрасывает сорванные листья, мелом ставит крестик на коре дерева и т. д. Всего делает отметки в 12 местах и записывает, какие следы оставил. Придя к исходному пункту, дает сигнал, по которому играющие отправляются в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные руководителем. Когда все ребята соберутся, им предлагается записать, какие знаки они видели на дороге. Выигрывает тот, у кого список окажется более полным.
Кто быстрее доставит пакет
На участке местности намечают два-три маршрута. Составляется схема движения по каждому из них, на которой обозначаются участки движения по азимуту, ориентирам и обозначенным флажкам, ветками, засечками на деревьях. Для этого маршрут вычерчивают на бумаге, делят его на участки, определяют азимут каждого звена, измеряют его длину в шагах. На исходном пункте каждому отряду вручают пакет и ставят задачу быстрее доставить в штаб. По команде группы начинают двигаться параллельно на расстоянии 200-300 м. Выигрывает та группа, которая первой достигнет конечного пункта и вручит пакет посреднику.
Примечание. Игра может быть проведена как для нескольких отрядов, так и для групп одного отряда.
Зеленая ракета
В этой игре проверяется умение ребят собираться по тревоге, читать следы, маскироваться, бесшумно двигаться по пересеченной местности, их смекалка, находчивость и выносливость в пограничной службе.
На заставе (в месте проведения игры) взвивается флаг или дается ракета зеленого огня — сигнал тревоги, звучит сигнал «Тревога». Отряд собирается на плацу, командир докладывает о сборе.
Из отряда заранее выделяется 2-4 человека, которые являются нарушителями границы. В установленном месте они нарушают усло’вную границу, преодолев контрольно-следовую полосу и оставив на ней хорошо заметные следы. Каждый из них идет по своему, ранее определенному маршруту, не выходя за пределы участка игры. Их задача — пройти незамеченными заслон и передать шифрограмму руководителю в определенном месте. Нарушители не знают о точном местонахождении заслонов. В пути они оставляют 5-6 заметных следов.
Командир отряда ставит задачу своему отряду. Выделяется поисковая группа 3-8 человек, в зависимости от числа нарушителей. Она должна най контрольно-следовой полосе обнаружить следы и определить, сколько прошло нарушителей, направление их движения, после этого разыскивать нарушителей до полного уничтожения или задержания. Остальные члены отряда выдвигаются бесшумно в заслон и маскируются. Они должны не допускать прорыва нарушителей, вовремя заметить их и задержать. При обыске задержанных необходимо найти шифрограмму. В заслоне ребята располагаются так, чтобы между ними была связь. Устанавливаются сигналы взаимодействия, а также пароль для опознания друг друга. Преследовать нарушителей надо бесшумно, не оставлять охраняемого участка, ибо этим могут воспользоваться другие нарушители и пройдут по неохраняемому участку.
Игра заканчивается, когда будут задержаны все нарушители. Организатору этой игры важно точно распределить время выхода нарушителей, поисковой группы и заслона. При подведении итогов нужно отметить положительные и отрицательные поступки отделений при сборе и по тревоге, действия заслона, поисковой группы, нарушителей.
Игры на сплочение младших школьников и как их правильно проводить
Ребятишкам всех возрастов свойственна эмоциональность, любознательность, развитое воображение, стремление испытать себя на смелость и ловкость. Младшие активнее других отзываются на предложения заняться чем-то необычным, интересным. Они с готовностью откликаются на предложение поиграть, даже не подозревая, что в процессе игры учатся чему-то новому. Ведь любая игра несет в себе не только стремление развлечь детей, но и решает более важные задачи. Например, помогает объединению коллектива, учит взаимодействию, умению уступать, радоваться успехам другого.
Все, что нужно знать об играх на сплочение
Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игры. Поэтому основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения. Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:
- сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
- дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
- объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
- самоконтролю;
- планированию своего поведения;
- терпимости к действиям окружающих;
- взаимопониманию, поддержке;
- внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
Родителям также небезинтересно будет узнать, что игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Поэтому в домашней обстановке обязательно надо проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.
Факторы групповой сплоченности и причины ее снижения
Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен. Планируя работу по сплочению, воспитатель должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения.
- Объединение ребят в мелкие группы.
- Дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив.
- Неумелые действия организатора.
- Отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.
Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:
- школьный класс;
- загородный или пришкольный лагерь;
- кружок по интересам;
- коллектив художественной самодеятельности.
Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача взрослых – через игру научить своих подопечных сотрудничеству. Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.
Примеры сплачивающих игр
Если речь идет о школьном коллективе, взрослый должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще.
В лагерях отдыха подобная организация досуга осуществляется в течение всей смены ежедневно. Родителям такая возможность представляется нечасто, но любое собрание детей (праздник, массовое мероприятие) является прекрасным шансом для их проведения.
Важно! Сначала лучше отдать предпочтение играм, благодаря которым дети быстрее познакомятся, ближе узнают друг друга. Маленькие дети быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени.
Слепой паровозик
Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» — под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.
Посиделки
Ведущий дает сигнал — участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.
Всем построиться!
Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.
Атомы-молекулы
Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.
Импульс
Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.
Путаница
Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.
Крокодил
Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.
Клубок
Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.
Что в нем нового?
Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.
Зеркало
Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.
Цвет эмоций
Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель – угадать задуманное.
Светофор
К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал — игроки одного цвета быстро собираются вместе.
Гусеница
Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше «гусенице» предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.
Паутина
Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.
Прогулка слепых
Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача – провести «слепых» по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.
Биг-Мак
Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.
Сложные задания на объединение коллектива
Веревочный курс
Сплочению детского коллектива будет способствовать проведение «Веревочного курса». Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать слабым, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек. Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование.
Важно! Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них были сильные, энергичные ребята и игроки, не отличающиеся особой физической выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному», лучше провести жеребьевку.
Для организации «Веревочного курса» можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы», где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.
Способы деления игроков на команды
Грамотное распределение ребят по группам – особое искусство. Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка – залог хорошего настроения детей. Простой, эффективный метод – вытягивание жребия из закрытой емкости: непрозрачной банки, коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные шарики, кубики, жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.
Собери пазлы
Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь таким образом в группы.
Зоопарк
На ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.
Советы по организации игр для объединения детей
Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.
Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
- недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
- дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
- приветствуются игры с «замиранием»;
- нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);
- покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
- правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
- все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
- закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.
Важно! Игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство.
Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.
- Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
- Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.
- Находитесь там, где все будут Вас видеть.
- Заранее позаботьтесь о помощниках.
- Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
- Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
- Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
- Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.
Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.