Вопросы для музыкальной викторины для детей
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Викторина по музыке (с ответами)
За свою многовековую историю человечество накопило музыкальные сокровища в огромном количестве. Это и народные песни и танцы, произведения композиторов разных стран и времен. Люди также придумали множество разнообразных музыкальных инструментов, которые и по сей день доставляют нам эстетическое удовольствие. Слушая музыку, мы постигаем красоту ее звучания, при этом сами становясь богаче духовно.
Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.
1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты
2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини
3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь
4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан
5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны
6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр
7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)
8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»
9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»
10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио
11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос
12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель
13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения
14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка
15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов
16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи
17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа
18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции
19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете
20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн
21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет
22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет
23. Кого мы называем королем вальса?
Ответ: Иоганна Штрауса
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Музыкальная викторина для 5-6 классов
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА для учащихся 5-6 классов.
Викторина содержит разнообразные конкурсные задания, позволяющие ее участникам принять участие во всех видах музыкальной деятельности; обобщить и систематизировать полученные знания в процессе музыкально-образовательной деятельности; проявить свою эрудицию и смекалку.
«Добрый день всем,всем! Я очень рада видеть всех вас на нашей музыкальной викторине, в процессе которой мы выясним – кто больше эрудирован в музыке. Уверяю, вас ожидают занимательные вопросы, озорные конкурсы, веселые песни и музыкальные паузы!
Но, игра наша – это игра – соревнование, поэтому нам не обойтись без строго и компетентного жюри. Поприветствуем членов нашего жюри… . Надеемся, что они будут очень внимательно следить за всеми конкурсантами и объективно оценивать наших участников.
А первое задание, за которое вы уже можете получить первые баллы – это придумать название своим командам, но с одним условием – чтобы это название имело отношение к музыке. Итак, у вас 30 секунд.( Команды придумывают своё название, оценка жюри)
. Ну что ж, наша викторина взяла успешный старт и я объявляю первый серьезный конкурс – Музыкальная разминка. Правила очень простые, вопрос детям- за каждый правильный ответ – один балл. Готовы? Начали! 1. Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? –колокольчик
2. Назовите любимый инструмент Карабаса Барабаса? –Труба
3. Как звали героиню сказки, которая, впервые попав на бал очаровала гостей, короля и принца своей чудесной песенкой? –Золушка
4. Кто и как помог волку изменить голос в сказке «Волк и семеро козлят»? –кузнец подковал голос
. 5. На каком инструменте играл Крокодил Гена? –на гармошке
6. Как зовут самого доброго, а главное, поющего кота, который призывал жить в дружбе и согласии? –Леопольд
7. Кто из персонажей мультфильмов любил петь на пляже, загорая под лучами яркого солнца? – львенок и черепаха.
8. Какой музыкальный инструмент можно смастерить из тростника, если просверлить в ней дырочки? –дудка
. 9. Сколько струн у балалайки? –три
10. Назовите композитора – автора оперы «Снегурочка» — Н.А.Римский-Корсаков
=На этом первый тур нашей игры закончен, а пока жюри подводит итоги, я объявляю музыкальную паузу
А сейчас я объявляю начало второго конкурса. В первой его части состоится словесная дуэль команд.. Вы должны будете по очереди называть музыкальные инструменты – все какие знаете. Выигрывает команда, которая назовет последний музыкальный инструмент. Большая просьба к жюри фиксировать ответы команд во избежание повторов.
. Во второй части конкурса мы узнаем, знакомы ли вам способы игры на разных музыкальных инструментах. Для этого мне нужно по три человека от каждой команды (игроки вытягивают карточки с названиями инструментов и показывают игру на воображаемом инструменте команде соперников, а они отгадывают) ДЕТИ: гармонь, пианино, скрипка, Балалайка, виолончель, барабан. Выбрать струнные и духовые
Начинается третий конкурс нашей игры – «Угадай мелодию». Он будет состоять из трех частей.
1 часть – дети угадывают мелодии известных детских песен из мультфильмов (на СД дисках) Молодцы! С первой частью конкурса справились просто отлично!
А сейчас – 2 ЧАСТЬ, в которой мы проверим, сможете ли вы угадать песню не по мелодии. А по описанию. Перед вами – шесть нот разного цвета. Вы по очереди открываете любые и угадываете песню.
1. Песня о празднике, который бывает только раз за весь год (Пусьб бегут неуклюже…)
2. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям. (Голубой вагон) 3. Песенка о том, как хорошо путешествовать в веселой компании (мы едем,едем,едем..)
4. Песня о зеленом насекомом в траве (Кузнечик)
5. Исполнитель этой песни поет о том, из чего он сделан и от кого он ушёл (Колобок)
6. Песня о том, что если быть веселым и приветливым, то переменится все вокруг (Улыбка)
Для участия в 3 Части конкурса нужно по одному человеку от каждой команды
. Задача: угадать музыкальное произведение, назвать фамилию композитора и найти его портрет среди предложенных. «Танец маленьких лебедей», «Щелкунчик» Чайковский, «Аве ,Мария»Шуберт,» «Славься!»Глинка.
Вдруг раздается зловещая музыка и в зале появляется Баба-Яга(ведущая в костюме)
. Баба Яга: (принюхивается) Так-так… Чую, детским русским духом пахнет. Стоп! (поворачивается к взрослым) и взрослым русским духом пахнет! Отлично! Будет мне и обед, и ужин! Ничего себе! (оглядывает всех) Как вас много! А чего это вы тут собрались? И меня не пригласили? Чего это у вас тут? Почему меня не известили о вашем собрании? А ну-ка, быстро оделись и пошли по домам! Быстро-быстро! (машет метлой) Ага!Смелые! А чо это вы тут делаете?(Мы здесь так весело играем, песенки поем!)
Баба Яга (передразнивает) Играем, песенки поем… А почему меня, умницу-красавицу не пригласили? Я тоже хочу играть, песенки петь!
Жюри: Успокойся, Баба Яга! У нас еще один конкурс остался, успеешь и ты с нами поиграть!
Баба Яга: Знаешь, что, милочка, уступи-ка мне свое место, я проверю сначала, можно ли проводить с ними последний конкурс! Я сейчас их интеллект проверять буду. Загадаю им загадки на смекалку и сообразительность. ЗАГАДКИ._От калитки до калитки натянуты стальные нитки (3мин)
Под нитками –яма,а под ямой гамма. (гусли)
*Сам пустой,голос густой,дробь отбивает,ребят созывает .(барабан)
*Я похож на барабан,но бубенчики звенят.
Я в оркестре очень нужен и зовусь я –звонкий …(бубен)
*Кум уселся за обед,глядь,чего-то вроде нет,
Посмотрел в окошко и увидел,как играют ложкари на (ложках)
*Ритм дощечками стучу похожий на чечётку,
Я трещу,трещу,трещу ,и зовусь- (трещётка)
*Ящик на коленях скачет,то поёт,то горько плачет .(гармонь)
*Купи ,денег не жалей,со мной ехать веселей (колокольчик)
*Треугольная доска,а на ней три волоска,волосок тонкий-голосок звонкий.
А сейчас настоящий конкурс! Победит в нем тот, кто сможет за одну минуту правильно ответить на большее количество вопросов., почти как у Тины Конделаки. На, тетенька, песочные часы засекай время а я буду контролировать(дает часы жюри)
. Вопросы детям. 1. Назовите фамилию известного русского композитора, написавшего балет «Спящая красавица» и «Времена года» -П.И. Чайковский
2. Дайте второе название музыкальному инструменту пианино –фортепиано
3. Назовите фамилию композитора написавшего оперу на сюжет былины «Садко»– Н.А. Римский-Корсаков
4. как называется слаженный коллектив музыкантов, исполняющий одно музыкальное произведение –оркестр
5. Как называется колокольный звон, когда одновременно звонят несколько колоколов? Трезвон 6. назовите музыкальный инструмент, который исполняет главную партию волка в музыкальном произведении С.Прокофьева «Петя и Волк»? – валторна
7. Назовите любой музыкальный инструмент из группы ударных…
8. Как называют человека, который с помощью обыкновенной палочки может управлять целым оркестром? –дирижер
9. Что такое опера?
10. Деталь колокола, при помощи которой извлекается звук –язык
11. ударный музыкальный инструмент, издающий резкий, звенящий звук. Состоит из одного или двух дисков –тарелки
12. Любимый праздник детей, обязательными атрибутами которого являются елка и подарки –Новый год
13. Знаки, при помощи которых записывают музыкальные произведения –ноты
14. Песня, под которую укачивают и укладывают ребенка спать –колыбельная
1.5 Какого композитора называют отцом русского балета ? –П.И.Чайковского
16 Назовите любой духовой музыкальный инструмент.
17. Нзовите фамилию композитора, который помимо музыки, отлично разбирался в такой науке, как химия? –А.П.Бородин
18. Сколько струн у скрипки –4
19. назовите музыкальные инструменты, у которых есть клавиши (фортепиано, рояль, аккордеон, орган)
20. Что в переводе с французского языка обозначает слово «Вальс» — кружиться
21. назовите фамилии двух композиторов, в творчестве которых есть альбомы «Времена годы» -П.И.Чайковский и А.Вивальди
22. Что такое трио?
23. Назовите фамилию композитора, автора детских песен «Антошка», «Чебурашка», «Улыбка» — В.Я. Шаинский
24. Что такое балет?
25. Перерыв между актами музыкального представления или отделениями концерта –антракт
26. Опера Глинки о Черноморе по одноименной сказке Пушкина-Руслан и Людмила
27. Сколько струн у балалайки?-три
28. Ансамбль из четырех исполнителей –квартет
29. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах –оркестр
30. Тонка деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса, служит для извлечения звука на струнных инструментах (смычок)
31. Музыкальное произведение, исполняемое перед театральным представлением-оперой или балетом? –увертюра
Оценка от лица бабы Яги.
Слово жюри – подведение итогов, объявление победителей
. Баба Яга: ОЙ, ну ладно, раз вы такие умные, музыкальные, не буду на вас больше сердиться, я лучше вручу вам ДИПЛОМЫ. А мне в лес пора! У нас там сегодня Фабрика Звезд нечистой силы заканчивается – я в жюри, заходите посмотреть или поучаствовать –звоните и приезжайте! Вот вам моя визитка. Уходит
Жюри:. Спасибо вам всем за активное участие.
Вопросы для музыкальной викторины для детей
Музыкальная викторина конспект совместной деятельности детей и родителей старшей группы.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное.
Развивать навыки совместного игрового музыкального творчества детей и родителей.
1. Формировать умение понять поставленную задачу и решить её.
2. Способствовать развитию интегративных качеств личности (любознательный, активный; эмоционально отзывчивый и др.).
3. Закрепить знания детей о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, умение узнавать музыкальные произведения (классические и детские песни).
4. Закрепить умение детей играть на музыкальных инструментах.
5. Развивать умение отвечать полными и краткими ответами на вопросы.
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
2. Воспитание усидчивости.
3. Воспитание активности.
1. Развивать познавательную активность.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Развивать ритмический слух.
3. Развивать выразительность движений в исполнении музыкально-ритмических композиций и выразительность исполнения вокальных номеров, частушек.
В ходе подготовки и проведения мероприятия, я опиралась на следующие принципы:
1. Максимальное вовлечение детей и родителей в музыкально-творческую деятельность.
2. Основой детского и взрослого настроя явилось «Занимательность», а не «Развлекательность»;
3. Тесное сотрудничество и взаимодействие между воспитателем, музыкальным руководителем, детьми и родителями.
1. Информационные (компьютерные) технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Технология развития дружеских взаимоотношений между родителями и детьми.
1. Разучить с детьми песни и танцы.
2. Познакомить детей с материалом для конкурса «Угадай мелодию», с композиторами.
3. Дать консультацию родителям по выполнению домашнего задания (конкурс частушек); обсуждение сценария
4. Организовать родителей для участия в музыкально-познавательной программе.
5. Изготовить пособия, для мероприятия: эмблемы, грамоты, сигналы, пособие для ритмической эстафеты.
Материалы и оборудование :
1. Мультимедийная установка.
2. Музыкальный центр.
3. Столы для участников и жюри.
4. Эмблемы для участников команд, грамоты.
5. Детские шумовые инструменты.
Музыкальный руководитель : Добрый день! Я очень рада видеть всех на нашей музыкальной викторине. Вас ожидают занимательные вопросы, интересные конкурсы и весёлые песни. Но игра наша – это игра-соревнование, поэтому нам не обойтись без строгого и компетентного жюри. Поприветствуем членов нашего жюри:
Вопросы будут самые разные. Но я думаю, что вы с ними справитесь. За каждый конкурс жюри присуждает от 1 до 3 баллов в зависимости от правильности и быстроты ответов.
Мы поделись на две команды. Справа от меня команда «До-ми-солька», а слева «Ля-ля-фа».
Прежде, чем начнётся наша викторина, приглашаю всех на дружную, танцевальную разминку.
Ну, а теперь конкурсы и вопросы для наших команд.
1. Конкурс. «Угадай мелодию». Вам надо внимательно послушать музыкальное произведение, сказать название и, если сможете, кто его написал. Как только ответ будет готов, поднимите сигнал со скрипичным ключом. И так внимание, музыкальное произведение для команды «До-ми-солька»:
• П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
• Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
• Э. Хачатурян «Танец с саблями»
• П. Чайковский «Вальс цветов»
• Э. Григ «В пещере горного короля»
• Ш. К. Сен-Санс «Аквариум»
2. Следующий конкурс : надо придумать слова, в которых встречаются названия нот: кто больше. Например: дом, помидор, мимоза, мир, фартук и т. д.
Перед вами лежат листочки и карандаши. Родители будут записывать придуманные детьми слова. Говорим тихо, чтобы другая команда не услышала.
Готовы? Начинает читать слова команда «Ля-ля-фа».
(родители поочередно читают слова) .
3. Конкурс «Ритмическая эстафета».
Необходимо выложить из кружков разной величины ритмические рисунки. Для этого я простучу вам ритм 2 раза, затем кто-то из команд идёт к мольберту и выкладывает ритмический рисунок. Побеждает тот, кто сделает это правильнее и быстрее. Конкурс проводится 2 раза.
А сейчас я предлагаю вам размяться и выполнить весёлую зарядку.
4. Скажите, а вы хорошо знаете детские песни?
Сейчас проверим. Попробуйте справиться с таким заданием: по начальным слогам нужно догадаться, какая это песня (показать карточки с 1-2 слогом песни или называть слоги). Вам предлагается сказать название или спеть отрывок песни.
В тра. песенка кузнечика
Ви. пропала собака
Теперь вы должны угадать песню по описанию. Это задание рассчитано на помощь родителей. По — очереди команды выбирают нотку по цвету. (разноцветные ноты) И я рассказываю о чём говорится в этой песне.
1. Песня о голубом транспорте, который катится навстречу новым приключениям. (Голубой вагон)
2. Песня о поношенной зимней обуви (Валенки).
3. Песня о том, как на воздушном вертолёте привезли подарок на день рождения. («Пусть бегут неуклюже»)
4. Песня о празднике, который встречают со слезами на глазах.
5. Песня о том, как хорошо шагать с друзьями и петь песни.
(«Вместе весело шагать»)
6. Песенка девочки, которая носила яркий головной убор.
(«пес. Красной шапочки»)
7. Песня о том, что получится, если умножить одно число на другое. («2×2=4»)
5. Следующий Конкурс «Музыкальные вопросы»:
Я поочерёдно задаю командам вопросы, команда быстро старается ответить. Другая команда и зрители молчат, не помогают.
• Как называется жанр р. н. п. популярный в народе, в ней повторяется много раз небольшой куплет (частушка);
• На каком инструменте играл Садко? (гусли);
• Как называется ансамбль, состоящий из 3х человек? (трио);
• Каким инструментом владеет каждый человек? (голос);
• Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ);
• Какую ноту кладут в суп? (соль);
• На пяти проводах отдыхает стая птах? (ноты);
• Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);
• Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль).
• Самый музыкальный цветок. (Колокольчик)
• Самый низкий мужской голос. (Бас)
• Назовите любимый муз. инструмент Карабаса-Барабаса (Труба)
• Как зовут самого доброго, а главное поющего кота, который призывал всех жить в дружбе и согласии? (Леопольд)
• Сколько струн у балалайки? (3)
• Как называется песня, которую поют перед сном? (Колыбельная)
• Профессия человека, который пишет музыку? (Композитор)
6. Последний Конкурс «Музыкальные инструменты».
Попробуйте узнать музыкальный инструмент по звучанию. Команды выходят и строятся друг за другом.
Внимательно слушаем звучание, по очереди участники подходят, выбирают прозвучавший инструмент, кладут на стол возле своей команды, и садятся на стулья. Затем звучит другой инструмент – идут следующие участники, побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
После конкурса выступает «Оркестр»
Пока жюри подводит итоги, команды исполнят для нас весёлые частушки.
• Пропоем мы вам частушки,
Просим не смеяться!
Мы артисты молодые –
• Ставим ножку на носок,
А потом на пятку!
Выходите к нам, мальчишки,
• Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел!
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где — и съел!
• Я всегда была тихоня
И любила помолчать –
• Поленился утром Вова
Подошла к нему корова,
• Говорил друзьям Сережка :
«Смел я, ловок и силен!»
Вдруг навстречу вышел ежик,
И смельчак залез на клен!
• Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
• Целый день с утра до ночи
Я в наушниках хожу.
Вас не вижу, вас не слышу,
Ничего вам не скажу!
• Я девчонка боевая,
Всюду буду на виду –
Уродилась я такая ,
Что нигде не пропаду!
• Поглядим мы на девчонок :
Каждый раз они смешат –
Только выйдут из пеленок,
Уж воспитывать спешат!
Я прошу вас, дорогие,
Веселиться не мешать!
Музыкальный руководитель : Завершились наши музыкальные конкурсы.
Просим жюри подвести итоги. Музыка, вручаются призы.
Музыкально-интеллектуальная игра «Моя музыкальная семья»
День матери – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Поэтому воспитание любви к матери – одна из самых важных задач, стоящих перед нами, педагогами.
Праздник – не только радость, но и деятельность, направленная на эмоциональную разрядку, на реализацию социальных требований. Значение ДШИ и ДМШ в реализации этих задач трудно переоценить, так как школа искусств обладает огромным потенциалом для организации совместных мероприятий для детей и родителей, разнообразных как по содержанию, так и по формам. Одной из таких интересных форм является проведение семейных конкурсов. Именно в этих рамках было проведено внеклассное мероприятие “Моя музыкальная семья”.
Целью проведения данного мероприятия является содействие формированию у воспитанников установок, ценностных ориентаций на поддержание семейных традиций, создание условий для совместного творчества и деятельности детей и родителей, для раскрытия и реализации творческого и интеллектуального потенциала детей.
Также в ходе мероприятия решаются следующие задачи:
- создать дружелюбную атмосферу в общении детей и родителей и развивать культурно — досуговую деятельности;
- развивать у воспитанников интерес и увлечения, способствующие укреплению духовных ценностей семей; воспитывать чувства любви и уважения к матери, женщине;
- закрепить и проверить знания учащихся; расширить познания детей о музыкальном мире, развивать у учащихся смекалку, сообразительность;
- формировать коммуникативные навыки, позитивные межличностные отношения с окружающими людьми, воспитать толерантные черты личности.
Форму проведения мероприятия можно обозначить как соревнование-турнир, конкурсное игровое мероприятие, мероприятие – праздник. В сценарий включены также конкурсы и викторины для болельщиков (в сценарии вынесены в “Приложения”). Мероприятие сопровождает мультимедиа сопровождение, которое включает названия конкурсов, тексты заданий для команд и болельщиков.
Конкурсная программа предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ (уже обладающих определенным запасом знаний в области музыкального искусства) и их мам, болельщики – учащиеся с 1 по 7 классов школы.
Помещение для проведения мероприятия должно быть оборудовано аудио и видео аппаратурой.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Наша сегодняшняя встреча проходит в канун празднования Дня матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
Тем более, что у вас сегодня есть возможность провести время со своими детьми не только весело, с пользой, но и доказать, что ваша семья самая эрудированная и музыкальная! Итак, представляем участников.
Ведущий. Всем участникам нашего конкурса мы желаем удачи, творческого вдохновения и представляем членов жюри, которые будут оценивать выступления команд.
(Представление членов жюри)
Ведущий. А чтобы лучше познакомиться с участниками нашего конкурса, вашему вниманию сейчас будут представлены визитные карточки команд, в которых участники расскажут о себе.
Конкурс “Визитная карточка”
Каждая семья рассказывает о себе и доказывает, что она музыкальная.
Жюри подводит итоги. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий. Мы познакомились с командами, они показали, что все они очень музыкальные, и пока жюри подводит итоги конкурса, мы проверим знания наших маленьких болельщиков в области музыкального искусства.
Викторина для болельщиков “Вопрос – ответ”
Конкурс “Разминка”
Ведущий. Следующий конкурс – “Разминка”. Команды должны обменяться вопросами и ответами из песен, т.е. одна команда вспоминает вопросительную строку из песни, участники других команд – утвердительные, подходящие по смыслу. Затем меняются ролями.
Жюри подводит итоги. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ведущий. А чтобы не скучать в ожидании результатов конкурса, мы проведем разминку для болельщиков.
Из зала приглашаются 4 желающих болельщика. Игроки по очереди читают вслух, называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее в данном ряду. Жюри фиксирует результаты.
Викторина для болельщиков “Смысловые ряды”
Жюри озвучивает результаты двух конкурсов.
Конкурс “Музыкальная викторина”
Ведущий. Музыка – это язык души, это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная мысль. Наша викторина посвящена музыке – одному из видов искусств, способному возвысить человека и выявить его лучшие духовные качества.
Известный композитор Дмитрий Шостакович однажды сказал: “Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать” [4]. А от себя могу добавить: “И знать!”. В ходе следующего конкурса, который называется “Музыкальная викторина”, мы проверим эрудированность наших команд в вопросах музыкального искусства.
Команды получают бланки с вопросами и пытаются ответить на максимальное количество вопросов. Жюри подводит итоги викторины – каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как называются люди, создающие музыкальные произведения? (Композиторы.)
2. Как называется большой коллектив певцов? (Хор.)
3. Какой из музыкальных инструментов самый большой? (Орган.)
4. Сколько музыкантов играют в квартете? (Четыре.)
5. Как называется ансамбль из девяти человек? (Нонет.)
6. Какой самый высокий женский голос? (Сопрано.)
7. Что означает слово “симфония”? (Созвучие.)
8. Какой из музыкальных жанров самый древний? (Песня.)
9. Сколько струн у скрипки? (Четыре.)
10. Что означает слово “оперетта”? (Маленькая опера.)
11. Как переводится с итальянского языка слово “опера”? (Труд, сочинение.)
12. Какой музыкальный инструмент прославил Луи Армстронга? (Труба.)
13. В каком городе родился Вольфганг Амадей Моцарт? (В Зальцбурге.)
14. Какой композитор написал знаменитый “Полет шмеля”? (Н.А. Римский-Корсаков.)
15. Кого в свое время называли “самым большим музыкальным талантом современной России”? (П.И. Чайковского.)
16. Как называется музыкальное вступление к опере, оперетте, балету? (Увертюра.)
17. Какой город носит звание музыкальной столицы Европы? (Вена.)
18. Назовите музыкальный инструмент Садко. (Гусли.)
19. Какие еще старинные русские музыкальные инструменты вы знаете? (Трещотки, жалейка, сопелка, ложки, бубен, и т.д.)
20. Какие песни, по мнению итальянцев, предназначены для исполнения в поздние часы? (Серенады.)
21. Как называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением? (Романс.)
22. Какой инструмент на Руси звали и вяткой, и саратовской, и ливенкой? (Гармонь.)
23. Какой инструмент в 1892 году вывел Василия Андреева во французские академики? (Балалайка.)
Ведущий. А пока команды отвечают на вопросы викторины, а жюри подводят итоги, мы проверим эрудицию наших болельщиков.
Викторина для болельщиков “Биомузыка”
Жюри озвучивает итоги викторины и результаты прошедших конкурсов.
Конкурс “Угадай мелодию”
Ведущий. В следующем конкурсе участники должны будут продемонстрировать не только знание популярной и классической музыки, но и быстроту реакции. Потому что следующий конкурс – “Угадай мелодию”, и участвовать в нем будут младшие члены команд.
В конкурсе участвуют дети. Мелодии угадываются на время. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Первая категория “Мульти-пульти”
1 нотка – “Колыбельная медведицы” (Ночь идет большая…)
2 нотка – “Песня атаманши” (Говорят, мы бяки-буки…)
3 нотка – “Песня бременских музыкантов” (Ничего на свете лучше нету…)
4 нотка — “Песня водяного” (Я водяной…)
Вторая категория “На школьной дороге”
1 нотка – “Дважды два – четыре”
2 нотка – “Толи еще будет”
3 нотка – “Чему учат в школе”
4 нотка – “Школьные годы чудесные”
Третья категория “Песни о дружбе”
1 нотка – “Вместе весело шагать”
2 нотка – “Если с другом вышел в путь”
3 нотка – “Из чего же, из чего же”
4 нотка – “Ты да я”
Пятая категория “Классическая музыка” П.И.Чайковский “Детский альбом”
1 нотка – “Старинная французская песенка”
2 нотка – “Марш деревянных солдатиков”
3 нотка – “Похороны куклы”
4 нотка – “Сладкая греза”
Ведущий. Пока жюри подсчитывает баллы, мы еще раз обратимся к эрудиции наших болельщиков. Вам предстоит восстановить смысл, соединив понятия из двух колонок.
Викторина для болельщиков “Подбор”
Четверо болельщиков выходят и выбирают категорию задания, восстанавливают смысловое единство. Жюри отмечают для себя результаты викторины. (Приложение 4)
Жюри озвучивает итоги конкурса и результаты за прошедшие конкурсы.
Конкурс “Спрятавшиеся нотки”
Ведущий. Мамы очень переживали и болели за своих детей, теперь у них вновь есть возможность участвовать в состязании и принести очки своей команде. Наш следующий конкурс называется “Спрятавшиеся нотки”. Если внимательно прочесть стихотворение Д.Хармса.
Несчастная кошка поРЕзала лапу —
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить! [3]
то в нем можно обнаружить некоторые спрятавшиеся ноты. Каждой команде нужно составить предложение, или четверостишие, в котором прятались бы как можно больше нот.
Ведущий. Участники готовят задание следующего конкурса и очень скоро продемонстрируют нам свои литературные способности и знание музыкальной грамоты, но и болельщики не будут скучать. Вам предстоит проявить не только свои музыкальные познания, но и сообразительность.
Конкурс для болельщиков “Угадай слово”
Для участия в конкурсе приглашаются желающие. На вопросы отвечают на время. Жюри фиксирует результаты. (Приложение 5)
Конкурс “Песенная энциклопедия”
Ведущий. Вот так незаметно, весело, азартно мы подошли к последнему конкурсу, который называется “Песенная энциклопедия”. Сейчас вы выберете карточки с темами песен, и после трех минут обсуждения постараетесь представить как можно больше песен по своей теме.
Методом жеребьевки участники выбирают карточки с предполагаемыми темами песен (животные, птицы, деревья, цветы, путешествия) и стараются вспомнить как можно больше песен по данной тематике.
После трех минут обсуждения команды представляют музыкальные иллюстрации.
Ведущий. Пока наши участники готовятся, я предлагаю вам, дорогие болельщики, поучаствовать еще в одной викторине, содержание вопросов которой будет связано с танцевальными жанрами.
Викторина для болельщиков “В ритме танца”
Подводятся итоги всех конкурсов. Победители награждаются призами и подарками. Поощрительными призами награждаются самые активные болельщики.
Ведущий. Нет на свете людей, абсолютно равнодушных к музыке. И об этом прекрасно сказал Шекспир:
“Нет на свете живого существа,
Столь жесткого, крутого, адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота” [2].
Ведущий. Спасибо за участие замечательным командам, а также всем гостям и болельщикам нашего музыкально-интеллектуального конкурса. И в заключение хочется еще раз поздравить мам с праздником и сделать подарок, конечно же, музыкальный.
Вокальная группа “Мелодика”
Песня “Мама” сл. и муз. Ю.Чичкова
Использованная литература: