Игры для воспитателей детского сада
Деловая игра для воспитателей ДОУ: «Воспитатель раннего возраста — какой он?»
Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста, установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов, создание комфортной, дружественной атмосферы при игре, надлежащие условия для стимулирования познавательного интереса и креативности педагогов.
Материал: демонстрационный материал — макет детских следов, страна детства, силуэт ребенка; раздаточный материал — стикеры, педагогические ситуации, бумага формата А4, ватман, фломастеры.
Ход мероприятия психолога для воспитателей детского сада
Психолог. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех Вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подумать над вопросом о роли воспитателя, выяснить важность его деятельности в важнейший период человеческой жизни, в самое прекрасное и в незабываемое время — время надежд на осуществление заветных желаний — в стране детства. Не секрет, что все мы выходцы из страны Детства. И поэтому, нам часто хочется хоть в мыслях унестись в те безоблачные, счастливые минуты. Ведь в ту пору каждый день — это сказка. И именно от того, кто поведет малыша за руку в этой стране, что он получит из окружающего мира, во многом зависит то, каким он станет человеком в будущем .
Упражнение «Знакомство» (5 мин).
Уважаемые коллеги! Давайте с Вами познакомимся! Пожалуйста, на стикерах, которые лежат перед вами, сначала напишите свое имя, а затем на первую букву своего имени действие или предмет, который у Вас ассоциируется с детством и наклейте написанное на воображаемого малыша — на символ детства.
Психолог. Ранний возраст — это условный коридор, который проходит ребенок от рождения — до 3-х лет. Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и прочее. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В этот период активно развивается все, что связано не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому важно то, как будет ребенок в этот период развиваться и воспитываться. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте более подробно остановимся на детских шагах раннего детства, рассмотрим периоды развития ребенка раннего возраста; рассмотрим то, каким именно должен быть воспитатель рядом с ребенком, который активно развивается.
Первый шаг. Я — родился! Что это происходит со мной?
(Кризис 1-го года).
(Психолог размещает надпись у первого отпечатка детских ног).
Ранний возраст — период не только бурного развития всех систем организма, но и этап накопления опыта, сил и возможностей для начала формирования личности.
Психическое и физиологическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, который затем в течение остальной своей жизни. Поэтому, достаточно важно, кто находится рядом с ребенком в этот с одной стороны сложный период, а с другой счастливый период его жизни. Поэтому, уважаемые коллеги! Необходимо не абы как владеть категорийно-понятийным аппаратом и терминологией по данной проблематике. Давайте вместе с вами проверим ваши знания особенностей развития ребенка с момента рождения — до 1 года.
Тестовая проверка знаний «Ранний возраст — какой он?»
Скачать в конце занятия
Второй шаг. Мои первые шаги. Мои первые слова .
(Психолог размещает надпись у второго оттиска детских ног).
Уважаемые коллеги! Следующим важным шагом в жизни маленького ребенка является появление первых шагов и первых слов. То есть, главными событиями данного возрастного промежутка являются:
1. Ходьба. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
2. Появление автономной речи, ситуативного, эмоционального, понятного только близким по структуре — обрывки слов.
Также происходят изменения в поведении:
1. Упрямство, непослушание, требование повышенного внимания.
2. Увеличение новых форм поведения.
3. Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
4. Повышенная капризность ребенка.
5. Противоречивое поведение в осложненных ситуациях.
Таким образом, в этот период развивается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, которая повышает его собственную активность. Но эта автономность относительна. Малыш ничего не умеет делать сам. То есть, малыш требует изрядного количества внимания со стороны окружающих, ведь впитывает информацию, как губка.
Упражнение «Ассоциативный ряд»
Психолог. Коллеги! Давайте вспомним ассоциативные цепочки на тему «Речь ребенка раннего возраста» и «Физическое развитие малыша», которые Вы активно используете в своей работе с детьми.
«Речевое развитие ребенка». Слушание и понимание малых фольклорных жанров.
Потешки. «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Ладушки, ладушки»
«Физическое развитие ребенка».
Подвижные игры и игровые упражнения…….
Игры с ходьбой, бегом, на удержание равновесия. «К куклам в гости», «Догони меня», «Догони мяч», «Пройди по тропинке», «Через ручей», «Жили у бабуси»…….
Игры с ползанием и лазанием. «Доползи до погремушки», «Проползи в ворота», «Не тронь», «Перелезь через бревно», «Обезьянки», «Котята», «Собери игрушки»……..
Игры с бросанием и ловлей мяча. «Прокатить мяч», «Скатить с горки», «Перекинь через веревку», «Целься в круг»……..
Игры с прыжками. «Пружинки», «Достань ладонь», «Позвоните в колокольчик», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Поймай бабочку»……..
Игры на ориентирование в пространстве……..
Третий шаг. Готовлюсь к поступлению в детский сад.
И опять какие-то изменения! (Кризис 3-х лет). (Психолог размещает надпись у третьего отпечатка детских ног).
Третий год жизни является кризисным. Приобретя определенный «багаж» знаний и умений, ребенок начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют, самостоятельности. У малыша зарождается осознание, что он — отдельное существо со своими желаниями, потребностями, которые не всегда совпадают с тем, что предлагают мама с папой. Ребенок пытается сравнивать себя с другими людьми.
Осознание своего «Я» на третьем году жизни является новообразованием. И, как при любом достижении, действия, которые его закрепляют, являются самыми важными. Поэтому трехлетний малыш спокойнее воспринимает несамостоятельность в некоторых видах самообслуживания (позволяет кормить себя), в передвижении (просится на руки), чем зависимость в праве выбора.
Каждый ребенок имеет свои сроки развития, следовательно, формирование личности тоже происходит в индивидуальном темпе. Чаще всего возраст 2-2,5 года является переходным этапом от активного познания окружающего мира к познанию самого себя. Это стабильный период, в течение которого ребенок особенно успешно овладевает речью, что является основным средством общения в человеческом обществе. Итак, наш малыш уже имеет определенные успехи: усвоил основные макродвижения (ходьбу, бег и т.д.), приобрел элементарные навыки самообслуживания, овладел предметными действиями, речью. И теперь он стремится к самостоятельности во всем, требует признания взрослых, готовится к поступлению в детский сад. Каким же его там встретят именно эти взрослые — его ближайшее окружение на следующие несколько лет?
Упражнение «Педагогические весы»
Психолог. Уважаемые коллеги! Один мудрец сказал, что в стране самолюбия всегда есть неоткрытые земли. Поэтому я вам предлагаю найти в себе скрытые качества и свойства. Надо представить, что один сумасшедший ученый создал двух роботов-воспитателей. Одного такого робота он наделил всеми отрицательными качествами, а другого — положительными. Необходимо поделиться на две команды, одной группе необходимо описать, как вел бы себя робот с положительными качествами в детском учреждении, другой — поведение и личностные негативные качества.
— Какие черты было описывать труднее всего?
— Как вы себя при этом чувствовали себя?
— Как вы думаете, как чувствуют себя дети рядом с таким воспитателем?
— Положительные черты описывать-самое приятное?
— Как вы думаете, как пройдет процесс адаптации у детей рядом с таким воспитателем?
Четвертый шаг. Добрый день, я пришел! Помогите мне адаптироваться!
(Психолог размещает надпись у четвертого отпечатка детских ног).
Детский сад — первый опыт «погружения» ребенка в общественную жизнь. Если его просто «кинуть» в новый круг общения, он может получить большой стресс. Социальный фактор главный и самый важный аргумент в пользу детского сада. Комплексная работа всех специалистов, а в первую очередь, воспитателя, способствует более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада, укрепляет резервные возможности его организма.
Упражнение «Психологические узелки»
Психолог. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, решить психологические узелки, то есть определить состояние ребенка в период адаптации к детскому саду путем предоставления рекомендаций и способов решения типичных ситуаций, которые возникают в этот период жизни ребенка (психолог раздает педагогам карточки, на которых написаны ситуации):
— Ребенок боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей;
— Ребенок с плачем прижимается к матери и не отходит от нее ни на шаг;
— Ребенок ни чем не интересуется, не подходит к игрушкам;
— Ребенок избегает контактов с другими детьми;
— Ребенок отказывается от контактов с воспитателем;
— Ребенок не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;
— Ребенок отказывается от еды;
— Ребенок перестает говорить, хотя хорошо умеет;
— Ребенок постоянно плачет;
— Ребенок начинает часто болеть;
— Ребенок играет только одной игрушкой;
— Ребенок отказывается спать
— Ребенок отказывается посещать детский сад
Пятый шаг. И вот наконец я здесь — в стране детства .
Упражнение «Тайник сокровищ» (притча)
«Рассказывают мудрые люди, что с древнейших времен люди и боги жили рядом, как соседи (это уже потом боги выбрали себе жизнь на Олимпе). Вот, как водится и тогда и сейчас между недружественными соседями, поссорились они как-то не на шутку — и давай друг другу пакости различные устраивать, и каждый раз все хуже и хуже . А уступить — никто не хочет!
. Подошла рознь, говорят, уже к тому, что решили боги наказать смертных хуже некуда, чтобы не были они такими дерзкими.
Подумали — и решили похитить у людей самое дорогое, самое ценное, самое важное, что у них было.
У одного любовь украдут, у другого ум, у кого-то — мечту, еще у других — счастье . И так во всем мире .
Наносили человеческих сокровищ кучу. Начали снова советоваться: «Что с ними делать? Куда теперь это спрятать?» Сложно было им прийти к согласию в выборе надежного тайника для собранных сокровищ.
И вдруг кто-то сказал: «А что, если их сокровища мы спрячем у них под самым носом?! Никогда не найдут!» И предложил тайник . человеческое сердце.
«Да, да!» — Говорили одобрительно все вокруг. «Люди никогда не догадаются там искать . », «Они лишь изредка и в основном небрежно туда заглядывают . » «О, сердце — это действительно самое сокровенное место для них . »
Поэтому с тех пор так и повелось среди людей: всю жизнь мы готовы положить ради получения утраченного когда-то сокровища, которое находится так рядом.
А все — гораздо проще: уважаемые коллеги! Оно у каждого из нас есть — свое, собственное, родное — его только надо суметь найти в своем сердце. И если это сокровище настоящее — оно обязательно умножится . »
Психолог. Все мы родом из детства, в каждом из нас до сих пор живет ребенок. А тем более, что работаем мы именно в стране Детства! Каждый раз, заглядывая в свое сердце, отдавайте детям всю вашу, такую важную для них любовь, искренность, теплоту. Ведь девиз педагога по жизни: «Сердце отдаю детям». Успехов всем вам!
Веселые игры и конкурсы на День воспитателя и дошкольного работника
Угадай художника
Для этого конкурса детей заранее просят нарисовать картины на свободную тему, нарисовать то, что им хочется. Затем все картины ведущий для себя помечает — где чья. Во время проведения конкурса ведущий по очереди показывает картины ребят, а воспитатели по интуиции, по кисти мастера, как говорится, узнают художника конкретной картины. Кто больше угадает, тот и победитель.
Собираем детей на прогулку
Этот конкурс предусматривает проведение в двух вариантах. Первый вариант: с участием детей. Каждый воспитатель получает команду с одинаковым количеством детей, а также перчатки, шапки и шарфики в соответствии с количеством детей в командах. По команде «старт» воспитатели должны как можно быстрее собрать детей на прогулку — надеть каждому ребёнку в своей команде перчатки, шапку и повязать шарфик. Кто первый качественно справился с работой, тот и победил. Второй вариант: без присутствия детей на празднике. Роль ребят могут сыграть любые игрушки, например, куклы или мягкие зверюшки.
Детский завтрак
Во время завтрака все, ну, или почти все дети вертятся за столом, еле-еле поедая приготовленную кашу. В этом конкурсе все воспитатели почувствуют себя детьми, которых недавно разбудили и заставили кушать кашу. Итак, каждому участнику-воспитателю завязывают глаза, перед каждым участником ставят тарелку с одинаковым количеством каши, желательно манной (манную кашу можно заменить на другую кашу или кисель, например). Всем воспитателям вручают чайную ложку, а лучше — ложку поменьше, к примеру, горчичную. По команде «старт» участники приступают кушать кашу-вкусняшу. Кто первый справился, тот получил приз.
Кто этот ребёнок?
Для этого конкурса нужно приготовить фотоснимки ребят — воспитанников группы каждого воспитателя, только фото нужно сделать в необычных позах, например, со спины, боком и так далее, чтобы лиц не было видно. Такие фото легко можно сделать во время прогулки на улице. Итак, ведущий по очереди показывает фото, на котором есть ребёнок, а воспитатели угадывают, кто же это. У кого на счету будет больше отгаданных воспитанников, тот и получит приз.
Красивое блюдо для детского аппетита
Как известно, дети с бОльшим удовольствием кушают те блюда, которые имеют сказочный и красивый вид. Итак, каждый воспитатель получает по одинаковому набору: тарелка, нож, хлеб, кусочек колбаски, помидор, огурец, кусочек сыра. Всем участникам дают примерно 5 минут на творчество: воспитатели должны сделать настоящий шедевр кулинарии и выглядеть блюдо должно так, чтобы ребёнок сразу захотел его слопать. По результатам общего голосования выбирают самое креативное и весёлое блюдо, а его автору — приз.
Все горшки до кучи
Ну кому не приходилось возиться с детскими горшками в детском саду? Кто же самый ловкий «укротитель» горшков? Перед каждым воспитателем 10-20 пластиковых стаканчиков. По команде «старт» каждый участник приступает собирать «горшки» до кучи — один стаканчик в другой. Кто первый справился, того и приз.
Дети — цветы жизни. Собираем букет
По всему залу «растут» цветы: ромашки, розы, тюльпаны и так далее (цветы из цветной бумаги, в середине которых написаны фамилии и имена воспитанников группы). По команде «старт» воспитатели начинают собирать свой букет — букет с именами и фамилиями своих воспитанников. Кто соберёт больше и быстрее, тот и молодец.
Развивающие игры
Музыкально-двигательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Поймай снежинку»
Цель: создание условий для музыкально-двигательного и коммуникативного развития детей в игровой ситуации. Задачи: развивать …
Подвижные игры: конспект развлечения в подготовительной группе «Кто-кто в теремочке живёт»
Ведущий. Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Пусть сыграет с нами …
Музыкально-двигательная игра для детей среднего дошкольного возраста «Волшебный зонтик»
Цель: создание условий для музыкально-двигательного развития детей через игровую ситуацию. Задачи: формировать умение детей …
Сборник дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста
2. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку» Взрослый предлагает ребёнку вспомнить …
Конспект НОД по развитию речи, с использованием технологии ТРИЗ. Подсистемы предметов: объект «Чайник»
Цель: уточнить и расширить представления старших дошкольников о посуде (чайник), через интеграцию образовательных областей …
Музыкально-двигательная игра для детей среднего дошкольного возраста «Кого разбудило солнышко»
Цель: создание условий для музыкально-двигательного развития детей через игровую ситуацию. Задачи: развивать умение детей …
Презентация: Дидактические и развивающие игры по ПДД для младшего возраста с 3 до 4 лет.
Развивающие игры / ПДД Наш детский сад работает по программе «Первые шаги»направлена на : …
Игры с элементами ТРИЗ. Дидактическая игра «Собери экосистему».
Скачать презентацию — Игры с элементами ТРИЗ. Дидактическая игра «Собери экосистему». Автор: Вдовина …
Лепбук «Музыкальный теремок». Методическое пособие, 1 младшая (2-3 года).
ЛЕПБУК «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК» Цель: Развитие музыкально-творческих способностей детей раннего возраста посредством музыкально-дидактических игр. Задачи: …
Музыкально-ритмическая игра «Флажок и барабан». Развивающая игра, 2 младшая группа.
ФЛАЖОК И БАРАБАН Музыкально-ритмическая игра для детей 2 младшей группы Автор: Нагибина Тамара Александровна, …
Лепбук «В гостях у сказки». Данное пособие предназначено для игровой деятельности детей в возрасте от 2 до 4 лет.
Цель: приобщение детей к театру, активизация игровой деятельности детей по циклическим сказкам «Репка», …
Игры по изодеятельности для развития творческих способностей детей
Дошкольное детство – это тот ценный период, когда у ребенка есть много возможностей …
Конкурсная работа по ФЭМП в старшей группе «Развиваемся играя»
Номинация: комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Автор: Суранова Анастасия …
Праздник подвижных игр и развлечений для детей 3-4 лет «Прокатимся на поезде со Свистулькой и Свистулечкой»
Номинация: праздник подвижных игр для дошкольников в ДОУ. Автор: Набокова Лариса Алексеевна Должность: воспитатель …
Развивающие игры в детском саду для детей 5-7лет «Мальчик Гео и дни недели»
Номинация: развивающие игры для детей 5-7 лет в ДОУ. Авторы: Егорова Людмила Ивановна, Полякова …
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное поле чудес». Для детей 2-3 лет, для детей 5-6лет.
Номинация: музыкально дидактические игры пособия скачать. Детский сад, Развивающие игры , Музыкальные, Для детей …
Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста. Лепбук «Музыкальный калейдоскоп».
Номинация: Детский сад, Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста, Автор: Либман Ольга Анатольевна …
Сценарий летнего развлечения во 2 младшей группе «Маша и медведь» с использованием ИКТ
Название: Сценарий летнего развлечения во 2 младшей группе «Маша и медведь» с использованием ИКТ …
Конспект по трудовой деятельности в младшей группе «Купаем кукол»
Название: Конспект по трудовой деятельности в младшей группе «Купаем кукол» Номинация: Детский сад, Конспекты …
Спортивное развлечение в старшей группе с элементами фольклора «Молодцы-удальцы»
Название: Спортивное развлечение в старшей группе с элементами фольклора «Молодцы-удальцы» Номинация: Детский сад, Спортивное …
Развивающая игра «Кто где живет»
Название: Развивающая игра «Кто где живет» Номинация: Детский сад, Развивающие игры,игры по экологии, 2 …
Дидактическая игра «Компас». Средний и старший дошкольный возраст.
Название: Дидактическая игра «Компас» Номинация: Детский сад, Развивающие игры, Средний и старший дошкольный возраст …
Презентация «Угадай слово». Старший дошкольный возраст.
Название: Презентация «Угадай слово» Номинация: Детский сад, Развивающие игры,логопедические, Старший дошкольный возраст Автор: Лукашенкова …
Развиваем высшие психические функции и чувства детей при помощи творческой деятельности
Название: Развиваем высшие психические функции и чувства детей при помощи творческой деятельности Номинация: Детский …
Музыкально-дидактическая игра «Жужжим, мычим и квакаем»
Название: Музыкально-дидактическая игра «Жужжим, мычим и квакаем» Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Музыкальные, …
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные цветы». Старшая группа.
Название: Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные цветы» Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Музыкальные, Старшая группа …
Сюжетно-ролевая игра «Концертные гастроли». Подготовительная группа.
Название: Сюжетно-ролевая игра «Концертные гастроли» Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Игры на развитие …
Дидактическая игра «Рукотворный и природный мир»
Название: Дидактическая игра «Рукотворный и природный мир» Номинация: Детский сад, развивающие игры игры по …
Пособие лэпбук «Деревья – удивительное чудо!»
Название: Пособие лэпбук «Деревья – удивительное чудо!» Номинация: Детский сад, развивающие игры игры по …
Организация эмоционально благополучной среды с использованием элементов сенсорной комнаты
Название: Организация эмоционально благополучной среды с использованием элементов сенсорной комнаты Номинация: Детский сад, Развивающие …