Zimos.ru

Все для праздника
62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Викторина ко дню школьных библиотек

Викторина «Что вы должны знать о библиотеке?»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

1. Как называется запись исторических событий древнего времени по годам?

А. Манускрипт Б. Летопись В. Альманах

2. Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?

А. Библиофил Б. Библиофоб В. Библиограф

3. Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?

А. Настольная Б. Подручная В. Застольная

4. На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?

А. На 3-й Б. На 17-й В. На 13-й

5. Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?

А. Беллетристика Б. Многотиражка В. Бестселлер

6. Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?

А. Бродячий словарь Б. Ходячая энциклопедия В. Шагающий справочник

Ответ: Ходячая энциклопедия

7. Как называется наша российская «Книга рекордов Гиннесса»?

А. «Чудо» Б. «Волшебство» В. «Диво»

8. Как называется объемная книга большого формата?

9. Как называется первая страница книги, на которой приводятся данные об авторе, название книги, выходные данные?

10. Имя этого человека входит в нашу жизнь с детских лет. А его афоризмы и крылатые слова сопровождают нас всю жизнь. Он известен как драматург, прозаик и лирик. Но мало кто знает, что он почти 30 лет проработал в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в должности библиотекаря. Кто этот человек?

11. Один из самых известных русских знатоков библиотечного дела, Николай Александрович Рубакин, говорил: «Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство, развитию же его нет предела». Что это за наука?

12. Как на латинском языке звучит слово «книга»?

13. Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник. »?

А. Диктантов и изложений

14. Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплѐтную крышку или обложку?

15. В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?

16. Как называются условные регистрационные знаки на книге, определяющие еѐ место на библиотечных полках («адрес» книги)?

17. Как называется библиотечная учѐтная карточка, которая заводится на каждого посетителя?

А. Читательский дневник

Б. Читательский формуляр

В. Читательский паспорт

Ответ: Читательский формуляр

18. Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?

19. Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?

20. Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?

21. Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов?

22. Чем является городская телефонная книга?

23. Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?

А. «Жизнь знаменитых личностей»

Б. «Жизнь замечательных людей»

В. «Жизнь звѐзд литературы»

Ответ: «Жизнь замечательных людей»

24. Какое птичье название имеет московский издательский дом, специализирующийся на выпуске учебной литературы?

25. Как называют книгу с репродукциями?

26. Какие книжки выпускают для малышей?

27. Как называют три литературных произведения одного автора, связанные единством замысла?

28. Как называется книга с рецептами приготовления вкусной и здоровой пищи?

Б. Поваренная книга

В. Сборник жареных фактов

Ответ: Поваренная книга

29. Как читают очень понравившуюся интересную книгу?

А. От корки до корки

В. От случая к случаю

Ответ: От корки до корки

30. Как называют красочную бумажную обложку поверх переплѐта книги?

31. Какой новый вид книги появился в ХХ веке?

Б. Любитель чтения

В. Продавец книг

Ответ: Любитель чтения

В. Травянистое растение

Ответ: Травянистое растение

34. Титульный лист – это…

А. Начальная страница книги

Б. Середина книги

В. Последняя страница книги

Ответ: Начальная страница книги

35. Антикварная книга – это…

Б. Авторская книга

В. Старинная книга

Ответ: Старинная книга

36. Сведения (данные) о книге, записанные на каталожной карточке, называются…

А. Библиографическое описание

Б. Библиографическое пособие

В. Рекомендательный указатель

Ответ: Библиографическое описание

38. Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?

39. Как называлась первая русская датированная печатная книга, выпущенная в 1564 году в Москве Иваном Фѐдоровым.

40. Кто основал первую библиотеку на Руси?

А. Ярослав Мудрый

Б. Петр I Великий

В. Иван IV Грозный

Г. Екатерина II Великая

Ответ: Ярослав Мудрый

41. Как назывался культурно-просветительский пункт в российской деревне до начала 70-х гг. прошлого века?

А. Книжная палата

Г. Читальный двор

42. В какой стране впервые появилось слово «Библиотека»?

43. Как называется одна из древнейших форм книги?

44. Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден Св. Владимира 4-й степени.

А. Иван Андреевич Крылов

Б. Сергей Владимирович Михалков

В. Лев Николаевич Толстой

Г. Самуил Яковлевич Маршак

45. Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?

46. Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света?

47 . Внешнее покрытие книги, предохраняющее книгу от загрязнения.

48. Перечень имеющихся в библиотеке произведений печати, составленный по определенному принципу.

49. Публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных книг.

Ответ: Книжная выставка

50. Назовите первую общедоступную библиотеку в России.

Ответ: Императорская публичная библиотека в СПб, основанная в 1795 г. по велению Екатерины II. Ныне РНБ

51. Всю жизнь Пѐтр I собирал книги – был библиофилом. Основой книжного собрания какой академии стала его библиотека?

52. Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно?

Ответ: Должности библиотекаря

53. Как раньше называлась самая большая в России Российская государственная библиотека, расположенная в Москве?

Ответ: Библиотекой имени Ленина, а ещѐ раньше – Румянцевской. Библиотеку граф Н.П. Румянцев создал на собственные средства, а затем передал в дар своему народу.

54. Это советское географическое издание весит более 7 кг и содержит 280 тысяч названий. По оценке специалистов, шедевр не имеет себе равных во всѐм мире. Что это за книга?

Ответ: Большой атлас мира

55. Эту книжечку впервые выпустили в 1682 году, и предназначалась она для продавцов и покупателей. А сейчас еѐ содержимое часто помещается на обложках школьных тетрадей и его наизусть знает каждый нынешний школьник. Как мы называем эту книжечку?

Ответ: Таблица умножения

56. Что называется «компасом» в книжном мире?

57. Крупный библиограф-краевед, общественный деятель Якутии начала ХХ в., автор указателя «Библиография Якутии»

Ответ: Николай Николаевич Грибановский

58. Назовите главную библиотеку Республики Саха (Якутия)

Ответ: Национальная библиотека РС(Я)

59. В каком году основана первая библиотека в Татте?

60. Известный библиограф-краевед, составитель библиографических пособий «Писатели Якутии», «Писатели Земли Олонхо», «Якутский героический эпос Олонхо»

Ответ: Валентина Николаевна Павлова

Внеклассное мероприятие «Международный день школьных библиотек»

Международный день школьных библиотек

Познакомить обучающихся с историей праздника; вызвать к нему интерес; закрепить знания по детской литературе; развивать любовь к чтению; развивать коммуникативные навыки учащихся;

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию внимания и наблюдательности; расширять кругозор учащихся;

Оборудование: компьютер, мультимедиа, выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам, презентация, наглядный материал.

1.Сегодня у нас внеклассное занятие по литературе, а чтобы узнать, о чем речь, отгадайте загадку

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй угадай! (Ответы)

Передо мною книги, какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из них:

Ответы на вопросы – как, что и почему,

И если на уроке я что-то не пойму.

О том, как жили люди и как они живут,

Все книга нам расскажет – она наш верный друг

2. Виртуальная экскурсия по библиотеке

Итак. Речь пойдет о библиотеках. Каждый четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

-У нас в стране Международный день школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. Этот праздник преобразовался в месячник. В этот период проводятся самые разные мероприятия, связанные с книгой и библиотекой. Это и обучающие семинары, и чествование ветеранов библиотечного дела, и съезды школьных библиотекарей. Это и конкурсы, выставки, конференции для детей.

Мы тоже не будем отставать и сегодня поговорим о библиотеке.

самое главное богатство библиотеки – это книги.

— Как вы понимаете слова Герцена Александра Ивановича?

Дорога в библиотеку – путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому.(Ответы детей)

-Книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём обо всем, она ведёт нас в интересное путешествие в страну знаний, в страну настоящего, прошлого и будущего. Каждый раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Предвкушение встречи с новым, необычным и интересным. Книги помогают мысленно преодолеть время и пространство.

Слайд 2. Взгляните на эмблему Международного дня школьных библиотек. На фоне книги цветок с шестью лепестками, символизирующими шесть континентов. Книги действительно любят всюду и везде

Представьте, что сегодня мы с вами листаем увлекательную книгу под названием Библиотека

3. Историческая страничка

1ученик)Долгим был путь к современной книге. У разных народов были разные способы письма и разные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка — наносили кисточкой, на пальмовых листьях — выцарапывали. До наших времён дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте.

Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.

Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину.

Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много — несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском.

Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.

Писали по воску стальной палочкой «стилем». До сих пор сохранилось это название — про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

В древнем Египте писали на папирусе. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.

Читать еще:  Темы для киновикторины

Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римских императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.

2 ученик) Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.

В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец.

На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными.
Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке.

Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота.

Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.

Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец Иоганн Гуттенберг.

На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга — “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.

Слайд 5-12 ( 3 ученик рассказывает и показывает)

4. Страничка интересных фактов

В 2004 году, в России издали книгу под названием «Самая большая в мире книга для малышей». И хотя в ней всего 4 странички и 12 стихотворений для детей, эта книга имеет поистине внушительные размеры. Высота книги составляет 6 метров, ширина — 3 метра, а вес у этой книги-гиганта 492 килограмма.

Самой маленькой книгой в мире, по состоянию на 2002 год, являлась книга «Хамелеон» А.П.Чехова размером 0,9 х 0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А.И.Коненко в 1996 г. в г. Омске РФ

Самой толстой печатной книгой в мире является книга Интернета — WIKIPEDIA. Эта книга представляет собой сборник статей из сети Интернет, которые любитель книг Роб Мэтьюс (Rob Matthews) решил напечатать в виде одного тома. В итоге, бумажная версия этой книжечки составила 5000 страниц.

Самой дорогой книгой на свете в настоящее время считают уникальный «Апокалипсис», изданный французом Жозефом Форе. Эта книга оценена в 100 миллионов старых франков. Она выставлена в музее современного искусства в Париже.

Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 м.

Самый «долговечный» учебник принадлежит древнегреческому математику Эвклиду. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры, но теоремы Эвклида изучают в школах по сей день.

Самая древняя газета мира – китайская «Конгэсе», выходящая без перерыва с 1050 г. Любопытно, что само слово «газета» значительно моложе и означает денежную единицу.

Все последующие слайды – странички книги.

5. Страничка оживших книг.

А сейчас мы постараемся оживить книги, литературных героев.

Инсценировка стихотворения М.Ильина «Две книжки»

Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книги. Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрепанная.

В) Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

1) — Ну как твои делишки? –

В) Одна спросила у другой.

2) — Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки.… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты и голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

1 )-Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них от ручки не увидишь точки.

Про грязь вообще я молчу, — о ней

И говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

2) -Ну, мой тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

А вы, ребята, бережёте книги?

1)Знай, что расскажут напрямик

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

Если каждый из ребят порвет листы, обложку,

Во что же книгу превратят ребята понемножку?

2)Чтоб книги были у детей в библиотеке, в школе,

Трудилось множество людей на фабрике и в поле

— О чем же мечтают книжки? (о хорошем к ним отношении. Ответы детей.)

6. — А вот как предлагает относиться к книгам поэт Георгий Ладонщиков.

Если купишь книгу,

Не бросай на полку-

От нее не будет

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга — самый верный,

Самый лучший друг!

В ней стихи и сказки…

Все к твоим услугам!

Береги же книгу,

Стань большим ей другом!

-А сколько пословиц и поговорок о книге!

7. Страничка Пословиц и поговорок. (Слайд 14)(Раздаточный материал на партах. Дети читают и объясняют)

Книги – мост в мир знаний.

Прочитал хорошую книгу – встретился с другом.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Золото добывают из земли, а знания — из книг.

Из глубины морей добывают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

С книгой жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга – источник знаний.

Хорошая книга – первый друг человека.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга – зеркало жизни.

Испокон века книга растит человека.

Чтение – вот лучшее учение.

8. — Продолжаем экскурсию по библиотеке

Страничка писателей 19 века. (С.-15)

Каких писателей вы знаете?

Их произведения? О ком они?

(Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина (на выбор)

А что такое басня?

В конце у любой басни обязательно что есть?

(Мораль, то есть вывод, как надо поступать или, наоборот, не надо)

Кто же у самый известный баснописец? (И.А.Крылов) Ну а к нам еще пожаловали литературные герои.

«Ворона и лисица». Инсценировка

Каждая полка в библиотеке позволяет нам открыть для себя что-то новое, поразмышлять, прикоснуться к удивительной тайне русского слова.

9)А всегда ли с умом, то есть правильно мы читаем?

«Как Коля читал».(рассказывает ученик)

Коля книги не читал…

Он их попросту глотал:

За едой и перед сном,

В лодке с поднятым веслом,

На уроках и в саду,

Лёжа, стоя, на ходу.

За обедом проглотил он

«Гулливера» с «Буратиной»,

Брал он с вешалки пальто –

Закусил стихом Барто;

А в аптеку шёл пока,

Скушал томик Маршака.

Не заметил, как с арбузом

Съел он «Робинзона Крузо».

Наконец, собравшись спать,

Взял «Хоттабыча» в кровать.

У него спросили в школе:

Что прочёл сегодня, Коля?

И ответил Коля так:

-Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон

Сел в отцепленный вагон

И поехал к лилипутам,

Был веревками опутан,

Но его от смерти спас

Добрый папа «Карабас».

Дружный смех раздался в школе.

-Отчего? – не понял Коля.

Знает кто-нибудь из вас

Почему смеялся класс?

— Как же читал этот ученик? Что можете сказать?

10. Страничка вопросов и ответов.

1.Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

2.В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

3.Последовательность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Композиция).

4.Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

5.Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

6.Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от грязи и пыли. (Суперобложка)

7.Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

8.Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

9.Назовите имя, отчество поэта Лермонтова.

10.Назовите жанры устного народного творчества

11.Приведите 2 примера волшебной сказки.
12.Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. (Жилин и Костылин)
13. Кто раскрыл Елисею местоположение царевны? (Ветер)
14. Какой писатель родился в местечке Большие Сорочинцы?
15.Узнайте героя по его описанию: «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения» Дворник Герасим из рассказа Му-му
16.Герой какого произведения В.А.Жуковского видел в чёрной пучине уродливого ската, водяного млата, ненасытного мокоя и морскую гиену? (Баллада кубок)
17.Из какой басни мораль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»?
18.Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
19.Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?
20.Назовите 3 рода (большие группы) литературы.(Эпос. Лирика. Драма)
21.Заполните пробелы в названиях произведений:«Ворона и ____», «Волк и ____», «____ и очки», «Слон и _____».
22.Назовите поэтов 19 века, воспевавших родную природу. А.А.Фет., Пушкин, Ф.И. Тютчев.Фет

А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков и др.
23.Как звали девочку из рассказа «Кавказский пленник»? (Дина)

24.Кто написал рассказ «Хирургия» ( А.П.Чехова).

25.Кто написал рассказ МУ-МУ? (И.С.Тургенев).

26.Что такое фольклор?
27.Продолжите ряд жанров фольклора: пестушка, потешка, закличка, (приговорка, считалка, скороговорка, загадка, колыбельная песня и др
(Подведение итогов)

11. — Какое же место занимают книги в нашей жизни?

В заключение – стихотворение(читает ученик)

Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,

Книга – нетленная память и вечность,
Книга – активный борец и боец,

Спутник планеты Земля, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

Игра-викторина «Литературный ринг»

Разделы: Литература

Оборудование: Мультимедийная Презентация к игре, карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.
  • Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

    1 тур

    Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

    Читать еще:  Смешные викторины для школьников

    Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

    1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

    2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

    3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

    4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

    5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

    Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

    Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

    1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

    2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

    3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

    4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

    5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

    На этом первый тур окончен.

    Игру покидает команда №…..

    2 тур

    (Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

    “Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма.
    Сказка ложь, да в ней намек. ”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
    Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
    переиначивается и возникает заново.

    Кто много сказок прочитал,
    Легко найдет ответы.
    Да ты и так давно их знал.
    Ну что, проверим это!

    Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

    1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

    2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

    3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

    (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

    Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

    1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

    (“Крокодил Гена и его друзья”)

    Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

    В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

    Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

    Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

    1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

    (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

    2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

    (Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

    3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

    (Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

    Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

      Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

    1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

    Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

    1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

    Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.

    (Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок.)

      Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
      1. Горюшко ты моё.
      2. Пустая твоя голова.
      3. Дурачина ты, простофиля.
      4. Ах ты, мерзкий старик.

    Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

    (Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

    1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

    (Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

    На этом заканчивается II тур.

    Из игры выбывает команда № …

    3 тур

    В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

    Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

    (слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

    1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
    2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
    3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

    (слайд 15) Определите, кто автор этих произведений?

    1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
    2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
    3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
    4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

    Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

    1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
    2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
    3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

    Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

    1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

    1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

    Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

    Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

    За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

    Попросим жюри объявить результаты III тура…

    Выбывают… (им вручаются призы).

    Финал

    ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

    Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло.

    Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

    Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

    Игра-викторина «Персонажи любимых книг» Презентацию подготовила: педагог-библиотекарь МБОУ СОШ 5, п.Ключи-1, Камчатского края Танина Светлана Павловна. — презентация

    Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемДанила Шумихин

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Игра-викторина «Персонажи любимых книг» Презентацию подготовила: педагог-библиотекарь МБОУ СОШ 5, п.Ключи-1, Камчатского края Танина Светлана Павловна.» — Транскрипт:

    1 Игра-викторина «Персонажи любимых книг» Презентацию подготовила: педагог-библиотекарь МБОУ СОШ 5, п.Ключи-1, Камчатского края Танина Светлана Павловна

    3 Это добрый доктор. Он помогает зверям и птицам. Герой даже готов отправиться в опасное путешествие в Африку, чтобы вылечить бегемотиков. На его пути встречаются различные трудности, но благодарные животные готовы прийти ему на помощь. ответ

    4 Айболит сказка «Доктор Айболит» автор — Корней Иванович Чуковский

    5 Это маленькая и очень любопытная девочка. Именно любопытство приводит ее к кроличьей норе, падая в которую героиня попадает в Страну чудес. В этой стране она несколько раз меняется в размерах, но это ее не пугает. Она без страха путешествует по волшебной стране, встречается с ее необыкновенными обитателями. ответ

    6 Алиса сказочные повести: «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» автор — Льюис Кэрролл

    7 Это героиня русских народных сказок. Она стара и безобразна, похожа на ведьму с косматыми седыми волосами, с клюкой в руке. Она живет в избушке на курьих ножках. Нередко у нее живет черный кот, который помогает своей хозяйке. ответ

    8 Баба-Яга русские народные сказки: «Гуси-лебеди»,«Фенист-ясный сокол»

    9 Это мальчик с длинным носом, вырезанным из полена. Этот непоседливый мальчишка не слушается папу, постоянно проказничает и шалит. Он не хочет учиться в школе и вместо школы отправляется в кукольный театр. ответ

    10 Буратино сказочная повесть «Золотой ключик или Приключения Буратино» автор — Алексей Николаевич Толстой

    11 Героиня русских народных сказок. Эта прекрасная девушка отличается не только красивой внешностью, но и умом, добротой, справедливостью. Она настоящая помощница главного героя сказки. Ее ум выручает героя из беды. Она дает ему полезные советы, которые помогают справиться со сложными заданиями или выдержать опасные испытания. Она обладает магическими способностями, однако никогда не применяет их во зло. ответ

    12 Василиса Премудрая русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая»

    13 Это маленький медвежонок. Он доверчив и простодушен. Больше всего на свете он любит мед. Медвежонок готов на все, лишь бы заполучить заветный горшочек меда, и из- за этого часто попадает в неприятности. ответ

    14 Винни-Пух сказочная повесть «Винни-Пух и все-все-все» автор — Ален Милн

    15 Это отрицательный герой русских народных сказок. Он силен, поэтому безнаказанно обижает слабых и беззащитных. Часто его жертвой становятся слабый заяц или ягненок. Однако он не так хитер, как лиса, поэтому часто становится жертвой обмана. Этот персонаж символизирует силу, коварство и одновременно с этим простодушие и глупость. ответ

    16 Волк русские народные сказки: «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят»; басни: «Волк и ягненок», «Волк на псарне» автор — Иван Андреевич Крылов

    17 Это маленькая девочка, у которой Снежная королева похитила ее лучшего друга Кая. Она отправилась на его поиски, не страшась опасности. Она не боится ни дальней дороги, ни трудностей и лишений, ни маленькой разбойницы, ни самой Снежной королевы. Девочка готова отправиться на далекий Север, чтобы найти Кая и вернуть его домой. ответ

    18 Герда сказка «Снежная королева» автор — Ганс Христиан Андерсен

    19 Это главный герой стихотворения. Он всегда помогал детям и взрослым: снимал с проводов бумажного змея, поднимал на параде тех детей, кто ниже ростом, чтобы им было лучше видно. Он предотвратил крушение поезда, выпустил голубей с чердака горящего дома, спас тонущего мальчика. Он скромный и бескорыстный. Он совершает благородные поступки не ради славы и награды. Именно поэтому его уважают окружающие. ответ

    20 Дядя Степа стихотворение «Дядя Степа» автор — Сергей Владимирович Михалков

    21 Крестьянский сын, который все время проводит лежа на печи. Он очень ленив. Он ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь, он всем доволен и счастлив. Поймав чудесную рыбу, проявляет доброту и великодушие, отпуская ее на волю. За добрый поступок он получает возможность исполнять все свои желания, ничего при этом не делая. Простоватый герой, ленивый, но добрый и бесхитростный, женится на царской дочери и живет долго и счастливо. ответ

    22 Емеля русская народная сказка «По щучьему веленью»

    23 Героиня этой сказки рано потеряла мать. Ее отец женился во второй раз на злой и сварливой женщине, и она была вынуждена трудиться на мачеху и ее дочерей. Несмотря на это она оставалась кроткой и доброй девушкой. Она не перечила мачехе, старалась угодить капризным сестрам. Она была очень трудолюбива и за это в награду тетушка — волшебница дарит ей платье и отправляет ее на королевский бал. Она покорила сердце принца не только своей красотой, но и добротой и кротостью. ответ

    24 Золушка сказка «Золушка» автор — Шарль Перро

    25 Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостой плеткой и плохо с ними обращается. Поэтому они убегают от него. Лишь продавец лечебных пиявок Дуремар готов служить ему. Он готов на все, лишь бы раздобыть золотой ключик. ответ

    26 Карабас Барабас сказочная повесть «Золотой ключик или Приключения Буратино» автор — Алексей Николаевич Толстой

    27 Это маленький смешной человечек, который умеет летать. Сам себя он называет красивым, умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Он капризный и хвастливый, он привык делать то, что ему хочется. Ему нужно, чтобы все его желания сразу же исполнялись. ответ

    28 Карлсон сказочная повесть «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» автор — Астрид Линдгрен

    29 Отрицательный герой русских народных сказок. Он злой и жестокий. Он нападает на города и села, похищает людей и держит их в плену. Он- властелин всей нечисти и владелец несметных богатств. Его внешность внушает страх. Он очень худой и напоминает скелет, обтянутый кожей. Оказывается, что он вовсе не бессмертен. Его смерть находиться на конце иглы, спрятанной в яйце. ответ

    30 Кощей Бессмертный русские народные сказки: «Царевна –лягушка», «Кощей Бессмертный»

    31 Это ленивая девочка, которая ничего не делает, все время спит да считает мух. Без нянюшки она даже не может одеться. Она не хочет работать, но мечтает получить награду от Мороза Ивановича. Девочка делает работу спустя рукава, без старания и усердия. Получив долгожданные подарки, она даже не поблагодарила за них. В конце сказки она оказывается наказанной, так как подарки растаяли на солнце. ответ

    32 Ленивица сказка «Мороз Иванович» автор — Владимир Федорович Одоевский

    33 Героиня русских народных сказок. Она хитра и умна. Нередко ее коварство остается безнаказанным. Этот образ символизирует хитрость и коварство, ум и лицемерие. ответ

    34 Лиса русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Петушок-Золотой гребешок»; басни: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград» автор — Иван Андреевич Крылов

    35 Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге множество мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. Но лягушка оказалась хвастливой, желая сообщить, что она придумала новый способ путешествия на утках, открыла рот и упала в пруд. Хвастовство не довело ее до добра. ответ

    36 Лягушка-Путешественница сказка «Лягушка-Путешественница» автор — Всеволод Михайлович Гаршин

    37 Этот мальчик живет совершенно один на далекой планете. Он добрый и искренний, но очень одинокий. У него есть только цветок, который он любит больше всего на свете. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, на которых он встречает разных обитателей и где сталкивается с жестокостью и равнодушием. Вдали от своего цветка он начинает ценить его красоту и понимать, как сильно он его любит. ответ

    38 Маленький принц сказка-притча «Маленький принц» автор — Антуан де Сент-Экзюпери

    39 Это маленький мальчик, у которого есть любящая семья, но который чувствует себя одиноким. У него нет друзей, он мечтает хотя бы о собаке. Однажды у него появился необычный друг, человек с пропеллером, который втягивает его в различные авантюры. ответ

    40 Малыш сказочная повесть «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» автор — Астрид Линдгрен

    41 Это девочка с голубыми волосами — самая красивая кукла кукольного театра. Она сбежала от своего хозяина, потому что больше не могла выносить его грубых выходок. Она добрая и ласковая, ее все любят и восхищаются ее красотой. Она всегда готова прийти другим на помощь. ответ

    42 Мальвина сказочная повесть «Золотой ключик или Приключения Буратино» автор — Алексей Николаевич Толстой

    43 Человеческий детеныш, оказавшийся в волчьей стае и принятый волками в свою семью. Повзрослев, он становиться вожаком стаи. Он готов нести ответственность за всех зверей, заботиться о них, защищать. Однако с возрастом он начинает понимать, что принадлежит не только миру джунглей, но и миру людей. ответ

    44 Маугли рассказ «Маугли» автор — Редьярд Киплинг

    45 Этот герой предстает в образе доброго дедушки с длинной белоснежной бородой, в теплом ярком кафтане. Он живет в лесу, в сказочном тереме, и повелевает снегом и холодом. Он добр к трудолюбивым, честным и бескорыстным героям, их он заслуженно награждает подарками. Однако плохо придется злым, завистливым и ленивым людям, их ждет совсем другая награда. ответ

    46 Морозко русская народная сказка «Морозко»

    47 Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Его имя говорит само за себя. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать. С ним постоянно случаются смешные истории, за его приключениями интересно наблюдать. ответ

    48 Незнайка роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» автор — Николай Николаевич Носов

    49 Это маленький забавный поросенок. Он смешной, веселый, простодушный, беззаботный и искренний. Больше всего он ценит дружбу с медвежонком. Это маленькое существо готово на все ради лучшего друга. Боязливый и осторожный поросенок готов проявить смелость и силу духа, если его друзьям потребуется помощь. ответ

    50 Пятачок сказочная повесть «Винни-Пух и все-все-все» автор — Ален Милн

    51 Младшая любимая дочь морского царя, прекрасная принцесса, обладающая чудесным голосом и нежной, романтичной душой. Она мечтает о мире людей, потому что влюбляется в прекрасного принца. Она готова на все, лишь бы стать человеком, даже отдать свой голос морской ведьме. ответ

    52 Русалочка сказка «Русалочка» автор — Ганс Христиан Андерсен

    53 У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она похищает мальчика и увозит его далеко на север, в свои снежные владения. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. Храброй девочке удается победить ее и освободить своего брата. ответ

    54 Снежная королева сказка «Снежная королева» автор — Ганс Христиан Андерсен

    55 Это маленький деревенский мальчик, который очень хочет учиться, но он еще мал, поэтому мать не пускает его в школу. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться дома, он один отправляется в школу, которая находится за селом. На пути мальчику встречаются собаки, от которых ему удается убежать. Оказавшись в школе, он испугался, что учитель его прогонит, но потом, когда ему разрешили учиться, он быстро осмелел. Любознательность, храбрость и настойчивость помогли ему в достижении цели. ответ

    56 Филипок рассказ-быль «Филипок» автор — Лев Николаевич Толстой

    57 Этот царь мудрый и добрый, но доверчивый. Он верит письму, принесенному гонцом, оказывается жертвой злых козней и в результате теряет жену и сына. Он щедро угощает купцов, расспрашивает их о дальних странах, в то же время не может собраться навестить «чудный остров». Обретя жену и сына, царь в гневе собирается наказать злых сестер, но великодушно прощает их и отпускает домой. ответ

    58 царь Салтан «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» автор — Александр Сергеевич Пушкин

    59 Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался «совершенно неизвестным науке зверем», он стал работать в магазине. ответ

    60 Чебурашка сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья» автор — Эдуард Николаевич Успенский

    61 Это мальчик-луковка. У него много друзей, таких же бедных ребятишек, как и он сам. Но они никогда не унывают, бегают по улицам, шалят, балуются, веселятся. Он не переносит несправедливости и всем, кто обижает бедняков. Он смелый и решительный, никого не боится и всегда готов вступиться за слабых и обиженных. Находчивость и смекалка помогают ему выйти победителем из непростых ситуаций. ответ

    62 Чиполлино сказочная повесть «Приключения Чиполлино» автор — Джанни Родари

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector