Детские подвижные игры в помещении для школьников
«Подвижные игры для детей в помещении»
Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н
Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.
Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (например: 2 человека) образуют круг — «мышеловку», остальные «Мыши», находятся за кругом. Играющие — «мышеловка» — берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из не?. Дети, образующие «мышеловку»произносят слова:
Как нам мыши надоели,
Все? погрызли, все? поели
Мышеловку мы поставим
И бежать вас всех заставим!
При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, в «мышеловку».
«Часовой» — садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.
4. Дружно по дорожке
На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Мама с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Мама предлагает малышу «погулять по дорожке «. При этом произносит слова:
Дружно по дорожке,
дружно по дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два —
Шагают наши ножки.
По кочкам, по камешкам,
По кочкам, по камешкам.
Ребёнок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова «по кочкам «они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова «в ямку — бух! «присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: «Вылезли из ямки «, ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.
На полу комнаты шнуром выкладывается круг — это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолёты. Затем она произносит:
И на землю не хотят,
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолётики, которых изображают ребёнок и мама, расставив руки в стороны, начинают «летать»за пределами круга. Через 30 секунд мама говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало всё темно вокруг.
Самолётики — свой круг!
После этих слов мама и ребёнок бегут по кругу — «самолётики садятся на аэродром «.
6. Котик к печке подошёл
Мама и ребёнок берутся за руки, образуя кружок. Мама читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребёнок.
Котик к печке подошёл,
Котик к печке подошёл,
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Горшок каши он нашёл,
Горшок каши там нашёл,
(Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи!
(Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)
Пироги в печи пекутся,
(Выполняют наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх)
Они в руки не даются.
(Выпрямляются, прячут руки за спину)
Для этой игры понадобятся воздушные шарики и легкие взрослых. Надуйте несколько воздушных шариков. Дайте задачу игрокам, чтобы шарики всегда летали и не опускались на пол. Пусть они на них дуют или подкидывают руками.
Еще одна игра с воздушными шариками. Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Дети становятся в линию и каждому дается шарик с именем игрока. Задача — дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей, поэтому в нее можно играть как можно чаще и не только в детском саду, но и дома.
Это командная игра. Поделите детей поровну на две команды. Положите на два стула по одной кофте и шапочке. Каждый из игроков по сигналу должен подбежать к стулу и надеться. Оделся, разделся и отходит в сторону. Дальше подбегает следующий игрок и проделывает то же самое. Побеждает та команда, в которой быстрей наденутся все игроки. Такая игра больше подходит для средних и старших групп, так как малыши вряд ли сумеют сами надеть кофту или другую одежду.
Как мне кажется, такая подвижная игра подойдет и для младших групп. Опять же детей делят на две команды. Каждой команде дают по паре валенок и не простых валенок, а взрослых. Дети должны в них умещаться прямо в своей обуви. Так же, детям дают по одному флажку. Перед каждой командой ставится стульчик на расстоянии приблизительно 5 метров. Первые игроки из команды должны добежать до своего стульчика, обойти его по кругу и вернуться назад, передав флажок следующему игроку. Побеждает команда, в которой последний игрок первым закончил данную эстафету.
Эта игра с мячом на ловкость рук. Больше подходит для средней и старшей группы. Дети становятся в круг и кидают мяч друг другу. Самый неловкий игрок, не поймавший мяч, наказывается. Наказание — стоять на одной ноге и ловить мячик. Если он не поймает мячик, то его наказание утяжеляется — стоять на одном колене. При следующей неудаче ему нужно будет встать на два колена. Но если наказанный игрок поймает мячик, то ему прощаются все предыдущие неудачи.
Эта подвижная игра в детском саду на выносливость. Детей выстраивают в прямую линию. При этом они должны сесть на корточки, а руки держать на боках. Задание — необходимо допрыгнуть до финиша, например, до противоположной стены. Побеждает тот, кто первым допрыгнет. А все кто споткнется во время забега, выходит из игры.
13. Вороны и воробьи.
В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая — вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.
14. Надень шляпу.
Это очень веселая игра под музыку. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и дает им женскую шляпку. Дети передают ее между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть ее на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.
Из детей выбирают двух самых ловких. Их задача, поймать других игроков. Для этого они должны взяться за руки, чтобы получился круг (кольцо) и ловить других детей этим кольцом. Пойманный игрок отходит в сторону.
Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.
Такая игра подходит для детских новогодних утренников. Воспитатель говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие и тонкие. При слове «высокие» игроки поднимают руки вверх, «низкие» — приседают и опускают руки, «широкие» — расширяют круг, «тонкие» — сужают круг. В следующий раз воспитатель говорит эти слова не по порядку, а в разброс, пытаясь запутать детей.
Подвижные игры в детском саду должны быть не только на ловкость, но и на внимательность. Например, игра «Звери». Дети выбирают своего водящего, который будет играть роль Совы. В обязанности совы входит только охота. Все остальные дети — лесные зверята. Воспитатель говорит «день». Игроки начинают бегать по комнате и веселиться, но со словом «ночь» они замирают, и на охоту выходит сова. Каждый, кто шелохнется или издаст какой-нибудь звук, делается добычей совы, т. е. выходит из игры.
Дети встают в круг с вытянутыми руками вперед. Заранее выбранные два водящих бегают по кругу в противоположных направлениях и стараются коснуться ладоней участников. Те, кого коснулись, замораживаются и выбывают из игры.
Один из игроков становится зайчиком и встает в образованный хоровод. Дети водят хоровод и напевают:
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Есть зайцу куда выпрыгнуть,
Есть серому куда выскочить!
Импровизированному зайчику нужно постараться выскочить из хоровода.
22. Угадай, что за животное.
Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.
23. Угадай, кто это.
Водящий опять садиться спиной к остальным детям. Те по очереди подходят к нему и произносят любое слово. Задача водящего угадать имя произносившего.
Выбираются два участника. Перед каждым кладут по одному символическому призу. Ведущий называет цифры в разброс, например, 1, 5, 9, 15, 20, 33, 39, 65 ит. д. Как только произносится цифра 3, игроки должны схватить свой приз. Побеждает тот, кто успел первым.
25. Воздух, вода, земля.
Подобная игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» — птицу.
26. Покорми кролика.
На плотном ватмане рисуется кролик с вырезанным ртом. Игроки становятся в ряд. Первому дают морковку и завязывают глаза. Задача — положить морковку в рот кролику. Если у него не получилось, он выбывает из игры. Выполнив задание, игрок передает морковку следующему.
27. Попади в ямку.
Играть в эту подвижную игру в детском саду нужно на улице во время прогулки. Воспитатель выкапывает 3 одинаковые ямки в песке на расстоянии 0, 5 м. Игрок отходит от ямки на пару шагов и забрасывает в нее маленький мячик. Если попал, то переходит ко второй ямке, а потом к третьей. Затем все повторяет, но в обратной последовательности. Но если игрок не попал в первую ямку, то он выходит из игры.
Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ее до финиша, ни разу не сходя с дистанции.
29. Укради морковку.
Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель — самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».
Игра на ловкость и скорость! Несколько участников берутся за руки и образуют круг. Остальные изображают птичек и насекомых, например, бабочки, пчелы, мухи, комары, синички и т. д. Ведущий дает сигнал и «капкан» открывается — дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем птичкам и насекомым можно ходить, бегать и прыгать в капкане. Издается следующий сигнал и капкан закрывается. Все, кто не успел выбежать из «капкана», оказываются в ловушке и встают в круг, заменяя других участников, а те становится птичками. В этой игре нет победителей. Здесь, главное, веселье и смех!
31. По кочкам через болото
Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии. Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.
32. Составь фигуру
Дети разбегаются. По определенному сигналу воспитателя они должны принять какую-либо позу, которая отображала бы животное или цветок, дерево, геометрическую фигуру и т. п. Выигрывают дети, чьи фигуры наиболее соответствуют заданному.
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
34. Живое — неживое
Ведущий называет живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только «живое», а на «неживое»молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
Подвижные игры для детей школьного возраста
В настоящее время можно констатировать формирование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных школьников. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие детей этой возрастной группы. До 60% школьников уже не могут по состоянию здоровья заниматься спортом. Одна из причин сложившейся ситуации – малоподвижный образ жизни, дефицит двигательной активности.
Серьезным и доступным подспорьем в решении проблемы физического здоровья детей являются подвижные игры.
Подвижная игра – одна из существенных потребностей растущего ребенка и подростка.
В игре реализуются активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка и ловкость.
Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении различных препятствий в игре.
Привлекательность подвижных игр – в их состязательном характере, в движении, наполненном каким-либо смыслом.
Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Так, девочки больше любят хороводные игры с ритмичными движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в игре на скорость, с элементами борьбы, а также в играх с метанием мяча, биты и др. в цель и на дальность.
У подростков интересы к подвижным играм одинаковы, что объясняется особенностями быстро растущего организма.
Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у детей движения естественны, раскованны. Уже поэтому подвижные игры – важный источник развития.
Подвижные игры могут быть малой, средней и большой подвижности, а также многоплановыми. Одни игры дают большую нагрузку ногам – например, такие как «Классики», игры со скакалкой. Другие развивают мышцы рук – многочисленные игры с мячом, битой и др. Третьи – универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка.
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Известно даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать и познать ребенка, игрою можно одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества и просто радовать детей.
Подготовка к игре
Подготавливая место для игры необходимо проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом проводить подальше от окон, мусорных ящиков, развешанного для сушки белья, клумб и грядок.
Играть нужно честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Помнить о законе всех игр: один – за всех, и все – за одного. Ставить интересы команды выше своих.
Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки.
Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Чтобы играть не надоело, предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты игр.
Начиная игру, предварительно обсудить весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.
Подчиняться капитану команды: в игре он старший.
В играх – поединках выбирать соперников, равных по силам.
Победив не зазнаваться (ведь можно играть и лучше). Не высмеивать проигравших. Помнить: в игре вы – соперники, вне игры – товарищи.
Проиграв не унывать. Поблагодарить победителя и постараться выиграть в следующей игре.
Уважать и подчиняться решению судьи. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
Беречь принадлежности для игр. Следить, чтобы они всегда были исправны и красивы.
Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек, другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец.
1. «Держи спину прямой». Есть такая игра – состязание на хорошую осанку. Кто пронесет 30 шагов мешочек с песком на голове и не уронит его?
2. Нарисуйте на площадке постепенно расширяющийся ручей. Попрыгайте через него, стараясь перепрыгнуть в самом широком месте.
3. «Мы кузнечики». Нарисуйте на площадке разные цветы (розы, ромашки, колокольчики, тюльпаны и др.). Попрыгайте, как кузнечики, на обеих ногах с цветка на цветок или перепрыгивая через 1-2 цветка. Кому куда захочется.
4. Дети бегают по двое по ровной дорожке длиной до 30м. Кто скорее прибежит к финишу, тот и выиграет. Бежать можно, прыгая через короткую скакалку, ударяя рукой о землю волейбольным или маленьким мячом, ведя клюшкой шайбу или ногой мяч.
5. «Совушка». Один из играющих – «совушка» (водящий) находится в небольшом кругу – в «гнезде». Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. При словах руководителя: «Ночь наступает!» все останавливаются, а «совушка» вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. Руководитель произносит: «День!», и все снова начинают двигаться. После 3-4 повторений назначается новая совушка. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшие в гнездо.
Правила: 1. Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком. 2. Вырываться от совушки нельзя. 3. Если руководитель скажет слово «день» до того, как совушка заметит пошевелившегося игрока, то она улетает в гнездо одна, без добычи.
6. Каждый из игроков находится в своем небольшом круге – «доме». Водящий приглашает игроков одного за другим на прогулку – покинуть свой дом. Как только водящий крикнет: «Дождь идет!», все бегут занимать любой свободный кружок. Оставшийся без кружка игрок водит.
7. Все, кроме водящего, продевают за воротник по ленточке, оставшийся без ленточки становится водящим. Водящий, догнав убегающего, вытягивает у него ленточку и продевает ее себе за воротник. Игрок, оставшийся без ленточки становится пятнашкой.
8. «3 медведя». 3 игрока – «медведя» влезают «на деревья полакомиться медом» (становятся на скамейки, пеньки, расположенные в разных местах). Прилетают игроки — «пчелы» и пытаются «ужалить» (осалить) медведей. Те убегают в свои «берлоги» (нарисованные на земле круги). В берлоге медведя пчела ужалить не может. Медведь, ужаленный более 3-х раз, выходит из игры.
9. У водящего в руках находится голубь из бумаги. Игроки становятся за линию перед водящим, который громко командует: «Марш!» и запускает голубя вперед. Игроки быстро бегут вперед и стараются поймать голубя на лету. Игрок, поймавший голубя, побеждает и идет водить.
10. Игроки встают около одной (общей) черты. У каждого из них в руках бумажный самолетик. По сигналу игроки запускают свои самолетики по направлению к «посадочной площадке» (кругу, нарисованному в 20-25 шагах от общей черты) и бегут за ними, пока те не упадут на землю. Каждый игрок поднимает свой самолетик и запускает снова. Чей самолетик раньше долетит до посадочной площадки, тот и победит.
11. «Волк в лесу». Водящий – «волк» должен спрятаться за деревом или кустом. Ребята разбегаются по площадке и кричат: «Волка не боюсь!». Волк выжидает, в удобный момент выскакивает из своего укрытия и старается догнать кого-либо из ребят. У каждого из игроков в руке пучок травы. Когда игрок чувствует, что волок вот-вот схватит его, он может бросить траву на землю и крикнуть: «Твоя трава, волк!». Волк должен подобрать траву. А пока он это делает, преследуемый убегает подальше. Бросать траву можно только 1 раз. Игрок, пойманный волком, выходит из игры. Могут быть и 2 волка. Игрок, пойманный последним, становится волком в следующей игре.
12. «Палочка-выручалочка». Один из игроков, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко, но медленно считает до 20-ти. В это время остальные игроки разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла», — и идет искать спрятавшихся игроков, оставив палочку на месте. Заметив первого из них, он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла » (называя имя найденного), — и бежит к палочке. Найденный игрок также бежит к палочке. Если он добежит первым и успеет сказать: «Палочка-выручалочка выручи меня!» то считается вырученным, если же опоздает, то выходит из игры. Водящий старается найти всех спрятавшихся и вывести их из игры.
13. «12 палочек. Водящий ударяет ногой по свободному концу дощечки и 12 палочек, уложенные на другом ее конце разлетаются в разные стороны. Пока водящий собирает палочки и укладывает их обратно на край доски, все игроки прячутся. Затем водящий идет искать спрятавшихся игроков. В это время любой может выбежать из-за укрытия, ударить ногой по дощечке и крикнуть: «Воздух!». Тогда водящий снова собирает палочки, а все опять прячутся. Если водящий заметил кого-то из спрятавшихся игроков, он называет его имя, бежит к дощечке, ударяет по ней, кричит: «Воздух!» и прячется, а водящим становится обнаруженный игрок и теперь ему предстоит собирать разлетевшиеся палочки и искать спрятавшихся игроков.
14. Надо высоко-высоко подбросить мяч. Кто с лета поймает, тот теперь бросает. Не сумел никто поймать – снова прежнему бросать! Кто чаще мяч бросает, тот всех и побеждает!
15. Круговая лапта. Игроки одной команды находятся по обеим сторонам площадки и салят мячом игроков другой команды, бегающих по середине поля. Осаленный игрок выходит из игры. После того как удалось осалить всех игроков, команды меняются местами.
16. Игроки бегают по площадке, перекидывают друг другу мяч и стараются, чтобы он не попал в руки водящему. Как только водящий поймает мяч, он громко говорит: «Стой!» — и бросает мяч в кого-нибудь из игроков. Осаленный игрок идет водить. Пролетит мяч мимо – водящий остается прежний.
17. Каждый из игроков становятся в один из нарисованных маленьких кружков, расположенных по кругу. Руководитель командует: «На прогулку!». Все выходят из кружков внутрь большого круга и не спеша прогуливаются (можно под разученную песню). По команде руководителя: «По новым местам!» игроки бегут, и каждый из них старается занять новый кружок. Игрок, занявший место последним – проиграл.
18. Соберите по 10 еловых шишек. Поставьте на пенек яблочко-мишень. Старайтесь попасть в яблочко-мишень еловыми шишками. Кто меньшим числом бросков собьет яблочко, тот и победил.
19. На высокую ветку посадите сделанного из тряпок глухаря. По очереди «стреляйте» в глухаря (метайте 3 шишки). Сбивший глухаря – самый меткий охотник! Глухаря снова посадите на ветку. Игра продолжается.
20. Пятнашки (салки). Один из игроков – водящий (пятнашка) берет в руки яркий платочек (кусочек материи или ленточку) и пред началом игры становится на середину площадки. Остальные игроки занимают на ней любые места. По заранее установленному сигналу водящий поднимает руку с платочком вверх и громко кричит: «Я пятнашка!». После этого водящий старается догнать кого-нибудь из игроков и коснуться рукой (осалить). Игрок, которого водящий осалил, становится пятнашкой, ему передается платочек. Прежний водящий включается в игру и наравне с остальными детьми бегает и увертывается от нового пятнашки.
Правила: 1. Игрок, которого пятнашка коснулся рукой, должен пред тем, как догонять других, поднять руку с платочком вверх и громко крикнуть: «Я пятнашка». 2. Новому пятнашке не разрешается тот час же касаться рукой прежнего водящего, только, что передавшего платочек.
Играть в пятнашки можно по-разному:
а) На одной из сторон площадки можно начертить круг диаметром 1м. Это «дом» для отдыха игроков. В доме водящий не имеет права салить игроков. Подолгу оставаться в доме нельзя.
б) Площадку можно разделить на 2, 3 или даже 4 участка. На каждый из них выбирается по одному пятнашке, который может бегать только в пределах своего участка. Остальные игроки имеют право бегать по всей площадке. На каждом участке можно отметить по одному кружку – это дом для отдыха игроков, уставших от бега. Игрок, которого коснулся пятнашка, становится водящим на том участке, где он был осален.
в) Выбираются 2 водящих, которые имеют право бегать по всей площадке. В этом случае площадка не разделяется на участки, но в разных ее сторонах отводятся 3-4 места для отдыха игроков.
г) Тройные пятнашки: новым пятнашкой становится игрок, которого прежний водящий коснулся 3 раза подряд, просчитав при этом: «Раз, два, три».
д) Пятнашки с приседанием: нельзя касаться рукой игрока, который присел.
е) Пятнашки на одной ноге: нельзя касаться рукой игрока, стоящего на одной ноге и держащего другую, согнутую ногу, двумя руками.
ж) Пятнашки от земли: в безопасности тот игрок, который не касается земли ногами (встал на скамеечку, пенек, корень дерева и т.п.).
з) Пятнашка с выручкой: если между убегающим и водящим пробежит кто-нибудь из игроков, то пятнашка должен ловить игрока, перебежавшего дорогу. Другой вариант: спастись от пятнашки можно, взявшись за руки с кем-нибудь из играющих.
и) Пятнашки – примечай-ки: в безопасности тот игрок, кто дотронется рукой до деревянного, железного, каменного (смотря по условию) предмета (скамейки, ручки двери, каменной стены и т.п.).
к) Пятнашки-елочки: нельзя салить тех игроков, кто встал спиной друг к другу и развел рук в стороны и чуть вниз, изображая елочку.
21. Горелки. Игроки становятся парами друг за другом, а водящий перед ними. Ему нужно быть начеку. Как только ребята окончат читать вслух считалку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединиться. Водящий должен успеть поймать одного из игроков, а то опять придется водить. С тем, кого поймает водящий, он становится в пару позади всех. Другой игрок из пары становится водящим.
С.Я. Маршак написал такую считалку к игре в горелки:
Внеклассное мероприятие «Подвижные игры в помещении» (1-8 классы)
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОМЕЩЕНИИ
Категория. Игра, конкурс.
Цель. Развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Количество участников. 6—25.
Материальное обеспечение. Отсутствует.
Правила. Из числа участников выбираются водящий и координатор. Остальные игроки рассредоточиваются по комнате и принимают некоторые позы. Водящий в течение нескольких минут пытается запомнить местонахождение и позы всех игроков. После этого водящий отворачивается спиной к остальным игрокам, а они совершают несколько изменений в своих позах. Задача координатора — следить, сколько изменений было сделано (общее число изменений должно быть оговорено перед началом игры) и запоминать эти изменения. После того, как перемещения игроков закончены, водящий оборачивается лицом к игрокам и пытается назвать все изменения. Если выбирать не одного, а двух-трех водящих — можно проводить конкурс «кто найдет больше отличий». Для этого, после смены позиций, водящие по очереди называют произошедшие изменения. За каждый правильный ответ они получают 10 призовых очков, за каждый неправильный ответ — пять очков снимается. Кроме того, водящий, указавший последнее правильное изменение получает дополнительные 15 очков. Победителем объявляется тот, кто наберет больше всех очков.
Примеры и дополнительный материал. В качестве смены позиций можно использовать перемещения игроков по залу, изменение их позы.
Рекомендации. Сложность игры можно варьировать, меняя количество игроков от 5 до 20 и количество изменений от 3 до 10. Для того, чтобы игра проходила интересно, необходимо подобрать сложность, соответствующую уровню участников.
Цель. Развлечение, психологическая разрядка.
Количество участников. 6—20.
Материальное обеспечение. Отсутствует.
Правила. Игроки делятся на две команды. Участники первой команды «царевны Несмеяны» садятся на стулья и принимают как можно более серьезный или унылый вид. Задача игроков другой команды — по очереди
или всем вместе рассмешить «несмеян». Каждая улыбнувшаяся «несмеяна» отходит в другой угол комнаты или присоединяется к команде смешителей (в зависимости от оговоренных в начале правил). Если за определенный промежуток времени удастся рассмешить всех «несмеян», выигравшей объявляется команда смешителей, если нет — команда «несмеян». После этого команды могут поменяться ролями.
Примеры и дополнительный материал. Чтобы рассмешить «несмеян», игроки могут показывать пантомиму, рассказывать анекдоты, строить рожи, однако прикасаться к «несмеянам» не разрешается.
Рекомендации. Поскольку после смены ролей второй команде гораздо легче будет рассмешить «несмеян», для справедливости соревнования будет лучше провести в промежутке серьезную, спокойную игру.
Капитан, корабль, рифы
Цель. Тренировка навыков совместной работы.
Количество участников. 6—20.
Материальное обеспечение. Отсутствует.
Правила. Из числа игроков выбираются «капитан» и «корабль». Остальные участники рассредоточиваются по комнате, изображая рифы. «Кораблю» завязываются глаза и он начинает непрерывно двигаться. Цель «капитана» — провести «корабль» между рифами на противоположную сторону комнаты (для усложнения задачи можно так же выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого «капитан» отдает «кораблю» команды: «направо» и «налево». «Корабль» должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если «корабль» заденет один из «рифов» — игра проиграна и выбирается новая пара «капитан» и «корабль».
Примеры и дополнительный материал. В ходе игры возникает проблема из-за того, что практически все участники хотят играть ключевые роли («капитана» и «корабля»). Для этого, можно предложить каждому из них придумать себе особую роль морского жителя или объекта (например, подводный камень, маяк, подводная лодка, акула). При этом роли и задача «капитана» и «корабля» сохраняются.
Рекомендации. Для игры необходимо большое свободное пространство. Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар «капитанов» и «кораблей» (при этом, для каждого из них лучше обозначить собственный пирс).
У всех у нас есть уши
Категория Игра, развлечение.
Цель. Психофизическая разрядка.
Количество участников. 6—30.
Материальное обеспечение. Отсутствует.
Правила. Игроки становятся в круг. Ведущий говорит: «У всех у нас есть руки». После этого каждый участник берет своего соседа справа за левую руку, и с криками «У всех у нас есть руки» игроки двигаются по кругу, пока не сделают полный оборот. После этого ведущий говорит: «У всех у нас есть шеи» и игра повторяется, только теперь участники держат своего правого соседа за шею. Далее ведущий перечисляет различные части тела и игроки передвигаются по кругу, придерживая за названную часть своего правого соседа и крича или напевая: «У всех у нас есть . »
Примеры и дополнительный материал. Перечисляемые части тела зависят от фантазии ведущего и, к примеру, могут быть следующими: руки (отдельно правая и левая), талия, шея, плечо, уши (отдельно правое и левое), локти, волосы, нос. Заканчивают игру, обычно, фразой «У всех у нас есть пятки». Рекомендации Игру хорошо использовать в качестве небольшой психофизической разрядки после напряженной работы. При проведении игры следите, чтобы она никому не доставляла неудобства.
Категория. Игра, конкурс.
Цель. Тренировка координации движения.
Количество участников. 2 —20.
Материальное обеспечение. Веревка (3—5 м).
Правила. На земле раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное — разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей. Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды с веревки.
Примеры и дополнительный материал. Нет.
Рекомендации. Если игра проходит на улице, вместо веревки можно использовать нарисованную мелом черту.
Категория. Игра, конкурс.
Цель. Тренировка ловкости и координации движений.
Количество участников. 2 —20.
Материальное обеспечение. Воздушные шарики (по одному на каждого участника).
Правила. Каждому игроку к правой ноге (к щиколотке) привязывается воздушный шарик. После стартового сигнала все участники стараются лопнуть шарики других игроков и уберечь свой шарик. Участники, у которых лопнул воздушный шарик, выбывают из игры. Последний человек, оставшийся в игре, объявляется победителем.
Примеры и дополнительный материал. Нет.
Рекомендации. Для игры необходимо большое свободное пространство. Нитка у шарика должна быть не длиннее 30 см.
Цель. Тренировка быстроты реакции.
Количество участников. 5—25. •
Материальное обеспечение. Отсутствует.
Правила. Ведущий сообщает игрокам цвет или характеристику объекта, которого они должны коснуться. Игроки как можно быстрее ищут в помещении объект с такой характеристикой и касаются его. Участники, не успевшие выполнить задание за определенное время, отдают фант. По окончанию игры проводится розыгрыш фантов.
Примеры и дополнительный материал. Примеры указаний ведущего: Коснись желтого (синего, белого. ).
Коснись живого (не живого).
Коснись холодного (горячего).
Коснись ребристого (гладкого, шероховатого, острого).
Рекомендации. Ведущему необходимо заранее сориентироваться в помещении и придумать указания игрокам. При этом сложность заданий (распространенность в помещении предметов с заданной характеристикой) должна варьироваться.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню
задание, Задержу дыхание . Раз, два, три, четыре — Снова дышим: Глубже, шире.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос- пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает. Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На чет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Паровоз Вариант 1
Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.
Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»,- признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращении большей массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Проработав с детьми этот учебный год, я узнала их очень хорошо. Дети любят уроки физической культуры, с большим желанием идут на занятия. Бегают, прыгают, визжат в пылу соревновательной борьбы, переживают друг за друга, поддерживают в борьбе с соперником. Помогают слабым детям в преодолении страха перед поставленной учителем задачей урока. И такие дети не теряют интереса к урокам, тянутся за остальными детьми, также приобретают, хоть и медленнее, двигательные навыки и умения. Эту любовь детей к урокам физической культуры я считаю, пусть даже маленькой но, победой. Очень важно эту любовь к движениям сохранить как можно дольше, привить стремление к здоровому образу жизни, к совершенству тела и духа.
Движения являются источником здоровья и высокой работоспособности. Для тех, кто это осознает, любое дело будет вызывать только положительные эмоции.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.